из старых статей той же самой моей старинной подруги. редакция от 13.02.02
И даже старость была для него уже позади
"Сто лет одиночества", Ф.Г.Маркес
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТЕРРОРИЗМ: ИНИЦИАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА
(AD MARGENUM)
Пятое, "хабар", по-латыни передано как
"околдовывать", по-гречески epodein.
Греки применяют это слово тогда,
когда кто-либо бормочет непонятные
слова, в которых, как ему кажется,
заключена чудесная сила.
Как сказано у нашего Вергилия,
"Змей холодных волшба разрывает надвое в поле"
"О проделках демонов", И.Вейер
Читал ли Бен Ладен Бодрийяра? Мог, почему бы и нет. Или тот, за чью идею Бен Ладен сейчас в ответе. Современная философия доступно объясняет бесконечно сложные связи - Бодрийяр указал символ современного мира, и этот символ не только точно указан, но так сам по себе точен, что удар террора нанесен в самое сердце эпохи. Он символичен в силу сраженной им цели, и он сам по себе символичен: инициация эпохи, прозрение в отношении себя.
"Две башни WTS, правильные параллелепипеды высотой 400 метров на квадратном основании представляют собой безупречно уравновешенные и слепые сообщающиеся сосуды" – писал Жан Бодрийяр еще в 1976 году – за четверть века до сентябрьского дня, когда эти башни стали мишенью ведомых террористами самолетов. "Сам факт наличия этих двух идентичных башен означает…" (1, 146)
Сам факт наличия.
* * *
Известно, что терроризм имеет своей целью не физическое уничтожение людей или каких-либо объектов, цель террора – напугать живых; страх делает их сознание податливым для манипуляций. Кара-Мурза в книге "Манипуляции общественным сознанием" пишет: "Терроризм – средство психологического воздействия. Его главный объект – не те, кто стал жертвой, а те, кто остался жив. Его цель – не убийство, а устрашение и деморализация живых. Жертвы – инструмент, убийство – метод… Цель террористов – создание именно невротического страха. Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Иногда это действия, которые выгодны террористам или чаще – заказчикам, нанимателям террористов. Иногда самый большой выигрыш получают политики, которые бесплатно пользуются "чужим" терактом"" (3, 155).
Террористический акт, похоже, находит свое значение уже после того, как он совершен, и устрашение - единственная изначальная его цель. Сам по себе теракт лишен содержания, он только подготовка, разогрев общественного сознания для восприятия определенной идеи – в зависимости от того, кто возьмет на себя за него ответственность (или на кого ее возложат). В любом случае теракт приобретает смысл только в качестве опознавательного знака идеи. Теракт – это только знак, выставленный на продажу (вряд ли за деньги - они ведь теперь не воплощают меновой стоимости, и в большой политике об этом знают давно). При особой удачности исполнения теракт может стать даже лейблом – лучшей рекламы исламского радикализма, которая началась 11 сентября и вряд ли человечеством когда-либо забудется, не создать уже никогда. Поздравим пиар.
"Терроризм возник вместе с СМИ и связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения… сегодня, например, телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и творчески делает именно то, что требуется террористам" (3, 156). Лучшим, а возможно и единственно действенным способом борьбы с терроризмом было бы замалчивание террористических актов, или хотя бы такая их подача, при которой не использовались бы находки шоу-бизнеса по привлечению чувств потребителей. Попросту говоря, чтобы зрителям неприятно было смотреть на последствия совершенного террористами, чтобы они избегали смотреть на это, то есть чтобы информация о террористических актах была просто информацией и не больше.
Насколько это правда, с очевидностью продемонстрировала реакция на события 11 февраля.
СМИ набросились на эти события с радостью, не адекватной их содержанию. Кроме того, что вид падающих башен WTC мгновенно появился в новостях – не только плановых, но и специальных, и эта движущаяся картинка буквально не сходила с экранов несколько дней, в тот же день возникли видео-клипы этих событий. С музыкальным сопровождением!
СМИ сделали все, чтобы теракт 11 сентября удался. Бен Ладену нечего обижаться: он стал суперзвездой и надолго обосновался в числе самых популярных людей планеты. Фото нашли, наверняка, самое удачное, для помещения в интернет-странички новостей. Да он там просто красавец! И ведь знают психологи, что такое иррадиация красоты – свойство человеческого восприятия видеть в красивом человеке предрасположенность ко всяческим добродетелям. Где были психологи при отборе фото Бен Ладена для СМИ? Наверное, там и были, и активно участвовали. Психологическая наука на службе у терроризма. Смешно звучит?! А разве не так обстоит дело?
Учитывая свойственную современному обыденному сознанию привычку не различать должное и сущее, смешивать понятия "известности" и "популярности", и придавать им статус величайшей ценности, Бен Ладен грозит стать духовным лидером планеты. Благодаря СМИ. А что? Возможно, это и неплохо. Исходя из того что он хотя бы читал Бодрийяра, и уж наверняка разбирается в законах зрелищного жанра. Удивительно, как это еще ни одна голливудская киностудия не попыталась получить права на экранизацию жизни Террориста №1 планеты и самого теракта! Наверняка нам недолго ждать блокбастера о полном драматизма дне из жизни скромного служащего WTС - например, бывшего полицейского, пострадавшего от коррумпированного начальства и теперь прозябающего охранником, которому Бен Ладен дает потрясающий повод проявить достоинства супергероя. В массовом сознании уже ведь сложен стереотип, что существование супергероя возможно только на фоне суперзлодея. А супергерои нам нужны! И как нужны, если приходится создавать таких как Бен Ладен злодеев. Оттененный чернотой стран, в которых гнездятся террористы, лик Дяди Сэма видится просто-таки лучезарным.
Понятно, что у терроризма есть и политические, и экономические причины. И вряд ли есть необходимость кому-то объяснять, что уничтожая террористов физически мы с террором не справимся. И тем не менее именно физическое уничтожение предлагают в качестве средства борьбы с терроризмом СМИ своим потребителями, широко и ярко – вплоть до военных эффектов – экранизируя гонки за Бен Ладеном. Эта классическая охота за ведьмами шита белыми нитками и никого, конечно же, не убеждает. Так для чего же она нужна?
Одолжим иллюстрацию у Бодрийяра: "Реклама создана для того, чтобы провести мысль об эквивалентности капитала и экономики ("ты – мне, я – тебе") в тот самый момент, когда капитал уже сместил свою стратегию, а потому и может прямо заявлять свой "закон" – ведь его суть уже в другом; провозглашение этого закона является уже новой, дополнительной мистификацией". (1, 90). Так и с Бен Ладеном. СМИ уводят своего потребителя в сторону, чтобы дать ему повод порадоваться: "Ах, какие глупые! Я-то знаю, что не в Бен Ладене дело! На самом деле в 1994 году газопровод из Узбекистана в Пакистан…" Конечно, этой радости есть основание. Конечно, экономические причины, которые потребитель СМИ определил "лучше" самого производителя массовой информации – настоящие. Конечно. Но дело в том, что на радостях наш потребитель считает поиск законченным. На то и было рассчитано.
Существует еще один причинный слой, от которого СМИ уводят потребителя столь затейливым способом. Ведь если бы терроризм был призван решить только экономические проблемы, война как радикальное средство политики, могла бы, пожалуй, сделать это лучше него (что в свое время, кстати, и произошло в том же Афганистане). Но, по всей видимости, за последние десятилетия что-то в мире изменилось настолько, что теперь и война не может обеспечить удовлетворение интереса… вот в том-то и дело, что даже уже и не экономического.
На наших глазах экономика, которая некогда (во времена Маркса, к примеру, или даже в недалекие времена привлечения талибов к решению афганского вопроса) задавала направление политике и терроризму как одному из ее средств, изменяет свою природу и сама становится производной. Усугубляющееся на протяжении целого столетия перепроизводство достигло наконец таких масштабов, что само производство стало излишним и теперь только симулирует свою былую роль. Именно это позволило Бодрийяру высказаться в том смысле, что сегодня есть нужда только в мифическом оперировании экономикой (см. 1, 94).
Человечество должно потреблять то огромное количество товаров, которое оно производит, иначе либо производство вынуждено будет "притормаживаться", либо человечество захлебнется в изобилии созданных им же вещей. Экономика неспособна разрешить эту проблему своими средствами. Ее сила спровоцировала ее слабость в этом важнейшем для нее пункте: ведь политика от нее абсолютно зависит, а значит и защищает ее интерес. Оплачивающаяся политику экономика в процессе перепроизводства блокировала собственное развитие и для своего спасения отдала первенство социальной каузальности сфере культуры. Перепроизводство породило новый тип человека; Хейзинга любя назвал его играющим, но не предупредил, насколько разными бывают игры.
Что-то "не сработало" при превращении sapiens в ludens, и то, что получилось, не хочет и не может назваться своим настоящим именем. Оно, во-первых, стесняется, во-вторых, не очень образовано. Новый культурный тип человека, который и задает новую эпоху - это идеальный потребитель. Потребитель – самая большая потребность современного производства, и сегодня включены все трансформационные механизмы с тем, чтобы положить потребление в основу человеческой витальности.
продолжение, как водится, - в комментариях ))