Знаю что заебал многих темой рукоблудия, но так уж вышло что всё ранее цитированное мною на эту тему, включая пресловутого Тиссо, меркнет в сравнении с трактатом Анри Фурнье "Об онанизме" (М., 1876) К сожалению, промучив поисковики несколько часов, я так и не смог выяснить: находился ли этот Фурнье в родственных отношениях с Жаном Альфредом, автором первого (вроде как) трактата о нейросифилисе, доказавшим (наряду с другими исследователями) что вся та гадость, которая приписывалась онанизму, имеет в действительности сифилитическую природу. Если да – в таком мы случае мы имеем один из самых пикантных семейных анекдотов в истории науки. Я и узнал-то об Анри Фурнье ища книги Жана Альфреда. Прямых ссылок на эту работу мне не попадалось, возможно по причине непомерной её одиозности даже по понятиям конца XIX в.
Необходимо, впрочем, отметить что Анри Фурнье всячески старался избегать "преувеличений, ложных теорий, которые часто портят эти книги [об онанизме] и преимущественно книгу Тиссо" (с. 7). В свой трактат о последствиях мастурбации Анри Фурнье включал только достоверные, научно доказанные болезни, перечисление которых занимает всего-то две вордовских страницы. Это, кстати, общая черта жанра – каждый автор ругает своих предшественников за подверженность лженаучным байкам, после чего – "критически" отбрасывая процентов пять наблюдений – остальные переписывает без толики сомнения и добавляет собственные.
"Нередко встречаются взрослые люди, теряющие память, подверженные постоянным страданиям и получающие сильнейшую чахотку – последствие этого постыдного разврата." (с. 7)
"Гнусная и преступная привычка к онанизму производит бесчисленные расстройства в животной экономии тела." (с. 39)
"Молодые люди, злоупотребляющие женщинами или предающиеся онанизму <…> имеют большей частью ненасытный аппетит, и несмотря на то, что едят очень часто, это чрезмерное употребление не приносит им большой пользы. Наоборот, скоро бледность лица, слабость и худоба несомненно доказывают, что у них существует раздражение, которое похищает питательные материалы и останавливает развитие организма." (с. 47)
"Но по мере того, как детородное возбуждение делается привычкой, удерживает и усиливает болезнь, желудок делается расстроенным и слабым, отправления пищевого аппарата портятся. Пищеварение деятельно, испортившись, оно причиняет усталость, зевоту, пучение живота, тоску, желудочные судороги и рвоту после еды. Необыкновенное раздражение желудка и понос делается ещё ощутительнее…" (с. 47-48)
"Мало лиц не знающих, насколько невоздержанность онанизма влияет на развитие голосового органа, на объем и разнородность его звуков. У некоторых замечают изменение при разговоре, непрерывный ряд невнятно произносимых звуков, разлад, у других же слабость голоса, охриплость, сухой кашель. Иногда бывает совершенная потеря голоса (безгласие). <…> Лица предающиеся онанизму почти всегда отличаются неполным развитием грудной полости; самое легкое упражнение делает их дыхание затруднительным и ускоренным, а от более сильного движения они задыхаются. Почти все эти несчастные подвергаются или хроническому катару, или более глубоким легочным болезням и погибают от полнейшей чахотки." (с. 51)
"Преимущественно на нервную систему и на органы чувств онанизм имеет очень вредное влияние. Сальмут приводит случай с двумя субъектами, предававшимися с ранних лет онанизму, которые сошли с ума; мозг у одного из них до того иссох, что слышно было его качание в черепе. Клёкопф заметил, что мозг у онанистов был необыкновенно мягкий и слабой плотности. <…> Поддающиеся этому пороку бывают подвержены нервным болезням, бессоницам, головокружениям, конвульсиям, обыкновенным страданиям, находящимся или развивающимся вдоль главных нервов, чрезвычайно нервной щекотливости, необыкновенной чувствительности. Женщины преимущественно подвергаются истеречным припадкам, ипохондрии и проч. <…> Органы чувств и преимущественно зрение теряют немедленно свою чувствительность и делаются наконец неспособными для своих выполнений. Глаз делается очень чувствительным к свету и образуется род сужения радужной оболочки, тупое зрение, если болезнь увеличивается, расширение и неподвижность зрачка и наконец совершенная потеря зрения. <…> Онанисты часто испытывают шум в ушах." (с. 55-58)
"Эта скрываемая страсть, говорит Аллеман, побуждает ко лжи и притворству, сообщает характеру ненавистливость, дикость; она клеймит нравственность неизгладимой печатью глубокого эгоизма. Человек предавшийся онанизму, говорит Бурдах, равнодушен ко всему, угрюмый, задумчивый, с слабою волей и тяготящийся жизнью. Истощение нервной системы, причиняет значительное уменьшение памяти, которая ослабляется и под конец исчезает совсем; самое легкое занятие бывает в тягость несчастным, привившим себе пагубную привычку онанизма; их мысли затемняются, они оставляют скоро все самые приятные науки и работы, требующие хоть самого небольшого внимания. Эти несчастные делаются наконец глупыми, безумными, тупыми, неспособными ни к какому роду работы. Малейшее затруднение их пугает; им нигде не бывает приятно, постоянно рассеяны, с полнейшим отсутствием духа, приходят в смущение и тревогу, как только находятся не одни; избегают общества и ищут уединения; всегда печальны, беспокойны, боязливы и изгоняют всякое приятное чувствование из своего ума; наконец, мучимые задумчивостью и отчаянием, впадают в совершенную апатию. Часто полнейшее безумие или самоубийство бывают пределами их страданий." (с. 61-62)
"Так, дети увлекшиеся пагубною привычкой к онанизму замечательны преждевременным развитием наружных деторожных частей. У молодых мальчиков член и мошонка гораздо объемистей, чем нежели должны быть по летам. У девочек также большие губы длиннее, клитор и влагалище сильнее развиты, чем следует по возрасту. <…> Эти замечания очень важны для медицинской практики, потому что когда плохое состояние здоровья у субъекта позволяет подозревать его в занятии онанизмом, наружный вид и развитие его детородных частей могут в большом количестве случае обратить предположение в достоверность." (с. 63)
"Рукоблудие часто причиняло слизетечение со всеми проявлениями заразительности или постоянные перелои, окончательно убивающие силы, материя которых часто похожа на зловонную сукровицу или на грязную слизь" (с. 67)
"Задержание мочи, болезнь предстательной железы были последствиями этого порока." (с. 68)
"Некоторые страдают болезненным напряжением члена" (с. 69)
"Затрудненное мочеиспускание, поспешность испускания мочи, слабость струи заставляют жестоко страдать больных." (с. 69)
"Есть лица, у которых рукоблудие производило очень болезненную опухоль в ядрах, в члене, в мочевом пузыре, в семенном канатике. Иногда ядра чахнут. Шварц видел одного военного, у которого эти части через действие порока сделались величиной с турецкий боб. Наконец, очень часто порча семенной жидкости производит мужское бессилие или бесплодность." (с. 70-71)
"Женщины <…> преимущественно подвергаются отвердениям, язвам матки, маточному бешенству и всем немощам, следующим за этими болезнями. У некоторых замечается увеличение и лишаи на клиторе, у дргих неудержимость мочи и потери крови; они обыкновенно бесплодны, бледны цветом лица и подвержены выкидышам и проч." (с. 71)
"Очень часто приходится встречать в больших городах юношей согбенных, с неровною походкой: колена согнутые, трясущиеся ноги; не могущих переносить ни малейшей усталости; все движения их вообще затруднены; они представляют для удивленных глаз образчики дряхлости с привычками и требованиями молодости. На коже заметне морщины, преимущественно на лице и на лбу. Блестящий цвет молодости уступает место бледности, слегка желтоватой. Черты лица портятся. Глаза впалые, тусклые и унылые, кожа лица делается сухой. Формы тела менее округлены, пальцы тонкие и как бы вытянувшиеся; кости сочленения кажутся более выдающимися через утончение сосудистых и мускульных систем. Вообще грация роста уничтожается. Сложение тела делается костлявым и безмясым и носит на всех своих частях отпечатки коренного ослабления физического телосложения и умственных способностей. Часто онанист мучается продолжительною бессоницей: иногда сон сомкнет его веки, но, недолгий и тревожный зловещими сновидениями, он вовсе не восстановителен для истощенных сил. Тогда развиваются у тех, которые, вспоминая какие они были прежде и какими могли быть в будущем, импохондрии, удаляющие их от общества, заставляя их испытвать страдания, тем более ощутительные для их утонченной чувствительности, которые для невнимательного лица кажутся воображаемыми; глубокая задумчивость, положительное отвращение от всех жизненных удовольствий, часто кончающиеся самоубийством. Между отправлениями пищеварительные, чувственные, мыслительные и производительные бывают особенно пострадавшими. Эти субъекты бывают обыкновенно подвержены мужскому бессилию. Обращение крови представляет также расстройство более или менее значительное. Движения сердца бывают иногда неправильные, но обыкновенно его биение глухо, сжато, пульсации сосудов как бы сближаются и нитеобразны. В большинстве случаев они потливы,часто липким потом и вообще обильным. <…> Большой испытывает почти постоянное ощущение холода в затылке и ногах, зуд вдоль спины. После более или менее долгих страданий <…> появляется хроническое воспаление желудка и кишек или разрушающие воспаления легких <…> оканчивая плачевное существование молодых людей имеющих пагубную склонность к онанизму." (с. 77-79)