01:26 10-09-2005 музей денег нбу
Знаете ли вы, что у НБУ целых три внутренних музея? – и два из них доступны для свободного посещения.
==
Хитрая штука – ведомственный музей. В, казалось бы, отчетно-официозной этой затее нередко обнаруживаются изумительные темы и настоящий размах. Есть в этом что-то от соревнования с конкурентами. Но ведомственный музей Нацбанка, ставший открытым – это таки сенсация. А в НБУ он не один!
==
История этого музея началась году в 87-м. Тогда – или даже чуть раньше – у Национального банка Украины, еще не ставшего национальным, появилась собственная коллекция.
Теперь у НБУ три внутренних музея. Музей денег, музей банкнотно-монетного двора (там представлено оборудование для печати и чеканки денег и полная подборка их продукции) и Музей скарбів – правильно, музей сокровищ. Это, пожалуй, самое интересное место в Нацбанке, и мы с вами туда обязательно доберемся.
А сейчас позвольте представить вам нынешнего директора Музея денег НБУ Наталью Валентиновну Гордиенко. Она пришла в музей из банка, за ее плечами – 10 лет работы в коммерческих банках.
В штате музея, кроме директора – два экскурсовода, пришедших в Музей денег из Национального исторического музея.
...Справедливости ради надо отметить, что у истоков музея стояли совсем другие люди. Наталья Валентиновна называет Галину Ивановну Нечипорко и говорит, что музеем коллекция стала во времена председательства (в Нацбанке) Ющенко. Для посещений же Музей денег открыли 24 марта 2004 года, в десятую годовщину печатания первых банкнот с гривневыми номиналами на Банкнотной фабрике НБУ.
Основа экспозиции музея - собственная коллекция Нацбанка, однако часть монет любезно предоставлена для экспонирования Национальным музеем истории Украины. Все музеи Украины имеют право покупать экспонаты (правда, не за наличные деньги), но право владения этими экспонатами принадлежит государству; государственный музейный фонд не подлежит отчуждению ни в какой форме. Это значит, что, несмотря ни на что, коллекция Музея денег принадлежит не НБУ, а украинскому государству.
Проект экспозиции Музея денег создал известнейший из музейных художников Украины – Анатолий Васильевич Гайдамака, автор экспозиции Музея Великой Отечественной войны и еще 25 музеев на Украине. Об Анатолии Васильевиче стоит рассказать отдельно, и я с удовольствием вас с ним познакомлю в одной из следующих публикаций.
Экспозиция эта выглядит неброско. И экскурсовод, и директор музея настойчиво повторяют, что в коллекции нет ни одного раритета, или, попросту говоря, нет безумно редких (читай безумно дорогих) монет. Что главное достоинство коллекции – идеальная хронологичность. Я вежливо улыбаюсь. Несколько монет, по словам директора Гордиенко и сотрудницы музея Анны Николаевны Гуляй, - копии. Но если эти «дельфинчики» подлинны, то по крайней мере четыре редких монеты тут есть. А вот этот златник – копия, в Украине только два экземпляра из 11 известных…
Итак, сдержанные тона интерьера окружают самую хронологически последовательную коллекцию денежных знаков, имевших когда-либо хождение на территории Украины – от доисторических времен до наших дней.
А еще – коллекцию современных денежных знаков 95 других стран. Эта часть экспозиции, возможно, даже интереснее исторической: ведь, чтобы оценить исторические раритеты, нужно ощущать дыхание истории, а это большинству наших современников не дано… впрочем, экскурсовод поможет в этом. Позвольте вас уверить: самое интересное здесь – то, что может рассказать экскурсовод.
Вот домонетный период: каменные топоры, раковины каури, пряслица (глиняные, шишковатые, и шиферные, разноцветные, нарядные), наконечники стрел... Домонетные эквиваленты стоимости оставили преинтересные следы. В древней (и высокоразвитой) Африке деньгами служили бруски соли, в Индии – бусы и жемчуг. В Европе повсеместно эквивалентом стоимости был скот, - головы, быки. Слово «капитал» происходит от «капут», «голова» (ведь счет скота шел на головы). Индийская рупия – от рупа – скот. Латинское pekunia – свинья – означало также и деньги, а происходило от pekus – «скот».
Быки и свиньи имеют ценность сами по себе, но вот какова была самостоятельная ценность пряслиц? Эти шарики с дырочками оттягивали нити на горизонтальных ткацких станках еще в протогородах таинственной трипольской культуры. Что сделало их меновым эквивалентом наравне с головой скота или жемчугом? Возможно, время. Другой древнейший европейский меновый эквивалент – льняная ткань (слово «платить» происходит от «платно» - полотно). Льняная ткань так долго была меновым эквивалентом, что сделала деньгами и сопутствовавшие ей предметы: пряслица, пряжу. То, что лён был товаром обмена на очень больших территориях очень долгое время, отразилось и в языках. «Линон» по-гречески, linum на латыни, lein по-немецки, linen - по-английски, len – по-чешски… А слово «полотно» звучит сходно во всех славянских языках.
Древний мир был открыт тысячам дорог и связан тысячами нитей со всеми концами света. Археологи на территории Украины часто находят ракушки каури. Эти каури попали в наши земли, проделав долгий и захватывающий путь из вод Соломоновых островов. Раковины, которые до сих пор ходят кое-где в качестве денег, десяток тысяч лет назад были распространены практически повсеместно – от Европы до Тихого океана, и за Уралом их находят так же часто, как и в украинской земле.
Монеты в их нынешнем виде на украинских землях появились благодаря грекам.
Слово «монета» возникло во времена войн с Пирром. Храм Юноны Монеты (Советницы; mono - советую), богатейший на тот момент в Греции, финансировал освободительные войны греков.
До того, как денежная единица стала металлической, круглой и плоской (собственно монетой), почти повсюду она прошла через форму слитка. И в нашей истории тоже. На таких слитках стали ставить клейма, подтверждающие их ценность. Еще в XVII веке по Европе ходили квадратные медные слитки с клеймами по углам и в центре! А первые клейма на слитках стали ставить в древней Лидии и на острове Эгина лет за семьсот до н.э.
Северное Причерноморье привлекало греческих торговцев скифскими мехами, кожами, зерном, скотом, рыбой. Греки везли предметы роскоши: дорогие ткани, вино, ювелирные изделия (справедливости ради: Пантикапей тоже был крупным ювелирным центром, тут «в скифском стиле» работали великолепные ювелиры).
В греческих городах-колониях чеканились собственные деньги, и «дельфинчики», мелькнувшие в тексте выше – пример таких «колониальных денег». Деньги чеканились и государственные, и частные. Попросту говоря: у кого было золото и серебро, тот и мог наштамповать монет. Интереснейшая, надо сказать, банковская практика была в то время…
Надпись «ARIXO» на монетках в форме дельфинов означает, что это – монеты централизованные, единые для нескольких причерноморских городов.
Были еще асы (с головами Горгоны и Деметры), борисфены… Вот вы в курсе, что скандинавские предания селят полубогов-асов в степях Дикого поля, где-то в краях Северского Донца?.. Там якобы была их столица – Асгард. А Борисфен у греков был покровителем городской торговли. Как он стал рекою? Торговцы помогли, конечно.
(фото)
Монеты Пантикапея («путь рыб»)
и Боспорского царства – рогатый лев и крылатый грифон охраняют главное богатство Боспорского царства – рыбу и зерно.
Но вот пришли римляне. Прогнали греков и присоединили эти земли к провинции Понт.
Одесское «с понта» - это оттуда!.. На монетах этих времен – сплошная галерея императорских физиономий. Скучно, ей-богу. Скучно. Но не говорите этого нумизматам… и историкам тоже этого не говорите. Ведь римские динарии стали деньгами для черняховской и зарубинецкой раннеславянских археологических культур.
Потом была Византия со своим византийством. Все войны наших предков с ней (впрочем, о том, кто чей предок – отдельные разговоры) сводились к добыче… вовсе не добычи. Хотя и этого тоже; но главное – торговых льгот. Фактически все эти набеги русов на Царьград были средством возобновления торговых отношений! Хорошо все же, что в наше время манеры у политики несколько улучшились…
С VII почти по XIII век нашей эры монетами украинские земли снабжал Арабский халифат. Дирхемы со словами из Корана «нет бога, кроме аллаха, и Магомет – пророк его» ходили в нашей земле до позднего Средневековья… и стирались до полного сглаживания рисунка. По свидетельству одного из арабских путешественников (не забывайте, что арабская литература путешествий была лучшей географической и исторической литературой тех времен), славянские женщины делали из дирхемов бусы, по которым можно было определить богатство мужа. Один ряд дирхемовых бус соответствовал 10 тысячам дирхемов собственности мужа.
В одно время с арабскими дирхемами, византийскими солидами и фолисами, европейскими (а не только римскими) динариями на древнерусских землях ходили собственные товарные знаки. Еще не монеты. Но тут случился Владимир Святославич со своими глобальными планами. Одним из условий Василия II Порфирородного, у которого древнерусский князь требовал себе в жены сестру, было создание хоть признаков государства – за кого же сестру отдавать? Не думаю, что византийский хитрец пытался поднять соседа на новую ступеньку, скорее дразнил и оскорблял: я император, а вот ты кто?.. Но наглый рус не остановился. Натравил на хитроумного византийца болгар, а за помощь в их усмирении потребовал руку принцессы Анны. В ответ Василий потребовал, чтоб Владимир крестился. Владимир и восстание подавил, и крещение принял, а Анна не приехала в Киев. Ах так… Владимир захватил Херсонес. Византийская империя трещала по швам и страдала от неурожаев; чтобы не потерять Северного Причерноморья вообще, Василий II был вынужден отправить сестру в Киев. Но вот признать полноценными деньгами кое-как сделанные златники и сребники Владимира не смог. Да и не только он, - собственные братья-славяне не признавали княжьих денег. С этой истории началась долгая череда мошенничеств русского государства с деньгами…
Здесь самое время сделать историческое отступление.
Когда говорят, что русские по-монгольски дики или по-византийски вероломны, - только демонстрируют свое незнание. Русы не были одним из славянских племен. Их родовая земля – Тамань и прилегающие земли, их культурная и языковая группа – германская. Это было не очень многочисленное, особенно на фоне богатых населением славянских, племя, хорошо знавшее военное дело, торговлю и конвойное ремесло, мужчины которого зарабатывали на жизнь, нанимаясь – не поодиночке, а дружинами – для околовоенных услуг. Когда-то они поднялись по Днепру в славянские земли и крепко обосновались там – но именно в виде военных соединений, князей с дружинами. И стали собирать дань со славянских племен, пообещав защищать их от возможных набегов. (Традиция рэкета, ёшкин кот). А женщины и дети первых русов в славянской земле остались там, где стоял «тьмутараканский болван»…
Почему вы об этом не слышали? – А какое государство – что советское, что досоветское – признается своим согражданам, что началось с разбой… ну хорошо, - наемников?.. Читайте дореволюционную Александру Ефименко, историка без страха и упрека. Читайте, наконец, хроники и путевые заметки греков, арабов и прочих.
Ну вот. А теперь, высказав самую жгучую тайну, я оставляю вас перед копией златника Владимира Великого. Из 11 найденных (или лучше сказать – из 11 зафиксированных) семь находятся в Эрмитаже, один - в Московском историческом, два – в Украине: один - в Национальном музее истории Украины, другой – в Одесском историческом; и еще златник есть в какой-то частной коллекции, но, кажется, не у нас.
Рядом со златниками лежат сребренники. Именно на этих монетах появилось первое для денежных знаков изображение тризуба. Что собой представляет тризуб – ученые спорят до сих пор, хотя, в общем, согласны, что это родовой знак, а вариации его обозначают отдельных представителей рода. На монетах – надписи вроде «Владимир на столе» (тризуб на обороте), «Ярослав на столе, а се его серебро» (или злато). Известны также монеты Святополка Окаянного и монеты тьмутараканские.
Первые русские деньги демонстрировали миру возникновение новой державы, подкрепляли державный статус русских земель. Но получилось, как это обычно и бывает у русских: задумывалось одно, а вышло все наоборот. Из-за низкого качества серебра (а были и медяки, покрытые серебром) деньги эти никак не ценились и хождение имели только насильственное, компрометируя киевских и прочих сидельцев.
Между тем время шло, и арабский мир склонялся к закату. В XII – XIV на русских землях уселось татаро-монгольское иго, и стал острым монетный дефицит, и наступил безмонетный период. (В музее вы найдете золотоордынские монеты тех времен, а еще крымские, османские, монеты Красной Руси – Галиции). Вернулись к слиткам, и вот это уже было серебро. Дефицит этого платежного знака привел к тому, что гривны стали рубить (рубль появился в Новгородской торговой республике). На слитках стали ставить клейма, создав гибрид между слитком и монетой.
А в XIV веке украинские земли попали к Великой Литве, и Киев стал ее торговой столицей.
Правление литовских князей на украинских землях было мягким. Литовцы даже использовали украинский язык в практике правления, в официальных документах и в торговле. Да, это уже был украинский язык. Ни польские, ни литовские правители, заметьте, из обращения принудительно не изымали «чужие» деньги. И на Украине ходили и празькі гроші, и талеры (злотые, червонные, дукаты), - по весу и пробе, а не по державе чеканки. Один злотый тех времен равнялся тридцати серебряным грошам. Но тут литовский король возьми и помри, Литвой стали править поляки, и украинские земли попали в новую тяжкую кабалу.
А тут Россия… Надо сказать, что на момент столкновения денежной системы украинских земель с российской денежной системой русская была гораздо хуже. Украинская система была «среднеевропейской», что, может быть, не делало Украине политической чести, но зато работало прекрасно; российская же система была собственной, но изрядно отсталой. Привязка одной системы к другой оказалась попросту невозможна, естественная смена украинской системы русской – тоже; и московские цари затеяли насильственный обмен. В 1654 Алексей Михайлович взял ходивший по новозахваченным землям серебряный талер и перечеканил его в серебряный рубль.
Московский монетный двор с требованиями нового времени не справлялся. Для населения это была череда сплошных финансовых (или, как теперь принялись выражаться, - монетарных) недоразумений, а вот для нынешних нумизматов это время просто райское. Именно тогда возникли епишки с признаком и прочие нумизматические чудеса. С начала XVII века Россия – в состоянии перманентной войны. Налоги собирают серебром, а за работы платят медью. Рынки забиты обрезками и фальшивками… Жестокая инфляция, один медный бунт за другим, постоянные трения между Москвой и Киевом.
Ну а потом Киев утратил последние признаки самостоятельности.
Петр I ввел червонцы, поняв, что копейка для его страны – тяжкий тормоз. А в 50-х XVIII века была проведена реформа финансовой системы, на смену червонцам пришли империалы…
Однако остановимся на этом; ведь дальше еще интереснее. Добавлю только, что витрина с современными украинскими монетами поражает.
Со временем экспозиция музея будет расширена. Есть план создания музея истории банковской системы Украины и истории Нацбанка. Запланировано выделить зал для проведения временных выставок. Позволю себе напомнить: о зале, в котором можно было бы выставлять частные нумизматические коллекции, шла речь в июльском номере «ГенDира». И вот, - кажется, шанс есть.
Всякий музей во все времена мечтает «доукомплектовать коллекцию». Каждый музейный работник найдет, чем экспозицию дополнить. Как бы она полна ни была. Проблемы Музея денег, однако, выходят за рамки этих хлопот. Речь о странностях закона. Закон обязывает музей покупать экспонаты не за наличные и на основе объявления тендера. Музею нужна монетка – он должен объявить о том. Вроде бы логично. Но кто организует и профинансирует экспертизу предложений? А в огромном количестве подделок, которые ей станут предлагать, директор музея не сомневается ничуть.
Говорит Наталья Валентиновна Гордиенко, директор Музея денег Национального банка Украины:
- Доступ в музей не ограничен. Нужно только созвониться с нами и условиться о времени экскурсии. Понадобится список с номерами паспортов. Ведь вход в Музей денег – через вестибюль НБУ, а банк все-таки не то учреждение, по которому водят экскурсии.
День посещений в музее – пятница, вторая половина дня.
Звоните (044) 256 01 13/02 52 в дирекцию музея, согласовывайте состав группы и дату – и вперед, в Музей денег в НБУ!