Многие дирижеры, собираясь исполнять Шумана, напоминают своей аудитории, что Шуман был сумасшедшим, что он слышал голоса, что он пытался покончить с собой, спрыгнув с моста, и закончил свои дни в приюте для умалишенных. Наш дирижер и тут оказался оригинальным, и заметил, что трудно было остаться нормальным в его ситуации. Представьте себе, вы великий композитор Роберт Шуман, женатый на самой знаменитой пианистке современности Кларе Шуман, она концертирует повсюду, вы ее сопровождаете, они играет концерт (включая вашу музыку) перед германским кайзером. После концерта кайзер расхваливает пианистку, произносит прочувствованную речь о том, как глубоко его тронула ее игра, и, заметив, что рядом с ней стоит ее муж, небрежно спрашивает: «А вы тоже занимаетесь музыкой?»
Сочувствуя Шуману, я сразу подумала о том, что я понятия не имела о том, каким он был прогрессивным. Например, сестра знаменитого Мендельсона, Фанни, после замужества не играла на сцене. Мать Марины Цветаевой подчинилась воле отца и, выйдя замуж, перестала играть со сцены, о чем всю жизнь горько жалела – талантливая пианистка, ученица Рубинштейна, умирая, говорила: «Мне жаль только музыки и солнца»... во многие века, рождаясь талантом, стоило хорошо подумать, рождаться ли женщиной. Клара Шуман оказалась приятным исключением из правил – но легко ли идти против правил и жить не так, как все? Кстати, в своей второй симфонии Шуман тоже пошел против правил. Традиционно, в симфонии вторая часть – медленная, а третья – скерцо. Шуман сделал наоборот: вторая часть скерцо, а третья – медленная, задумчивая и изумительно красивая.
Своей Второй симфонией в солнечной до-мажорной тональности Шуман вылечил себя от депрессии. Он писал, что эта симфония отражает сопротивление его духа, и по мере того, как он продвигался от первой части к четвертой, он чувствовал себя лучше, и четвертая часть его излечила окончательно. Тем не менее, эта симфония всегда оставалась для него напоминанием о трудных днях.
Кстати, любопытный факт: премьера состоялась 5 ноября 1846 года с Мендельсоном за дирижерским пультом!