Главная провокация Московского кинофестиваля "Лики любви" 2004 г. — фильм француженки Катрин Брейя, шокирует уже своим названием - "Порнократия", в отличие от оригинального названия "Анатомия ада". "Порнократия" — фильм эпатирующий и натуралистический. На первом плане — сложная метафизика отношений мужчины и женщины, их праприрода, первородный грех, нечистота и святость, их страх и отвращение друг к другу и взаимопроникновение их комплексов. Фильм вышел в прокат сравнительно недавно, но новинкой уже не является. Этот фильм можно отнести к жанру порнофилософского реализма и адресован он отнюдь не любителям пикантной эротики, а прежде всего интеллектуальной публике. Фильм я периодически просматриваю хотя бы для того, чтобы ещё раз вслушаться и вдуматься в диалоги главных героев. Фильм наверняка не оставил равнодушными тех, кто его уже посмотрел. А тем, кто не смотрел, рекомендую к просмотру.
[изображение]
Что бы ни говорили кинокритики и сами зрители, снята картина осмысленно и умело. Фильм, снятый в манере полотен эпохи Возрождения, по словам автора-режиссёра, пытается по-новому взглянуть на канонизированные Ветхим заветом взаимоотношения Мужчины и Женщины. Сюжет картины настолько прост, что легче всего принять заверения режиссёра, что она сняла историю современных Адама и Евы. Он и Она. Мужчина и Женщина. Они знакомятся на танцполе закрытого гей-клуба. Он не любит женщин. Она в отчаянии от жестоко мира мужчин, в котором существуем все мы. Она пытается покончить с собой и режет вены лезвием бритвы…На его вопрос: "Почему Вы делаете это?", она ответит: "Потому что я - женщина". Он останавливает её и провожает до ближайшего медпункта. Насмешкой над реальностью выглядит тема перевоспитания гомосексуала в гетеросексуала, которая невольно возникает в ночных бдениях французской женщины, на грани нервного срыва вскрывающей себе вены, и утончённого педераста, спасающего ей жизнь. После недолгой ночной прогулки она предлагает заплатить ему за то, чтобы он взглянул на те её места, которые запрещено видеть. Он обязан смотреть и рассказывать ей о том, как выглядит её запретная плоть. Сделка совершена. А дальше следует череда ночей. Мужчина является к женщине в дом на берегу моря. Постель становится полем битвы.
Они проведут четыре ночи в одиноком доме с четырьмя колоннами, на вершине скалы,
в четырёх стенах, в спальне, где Он познает Её сущность. Четыре ночи, чтобы увидеть то, о чём нельзя говорить. Чтобы изведать то, что нельзя показывать - открытую наготу тела и неприкрытую наготу души... Четыре ночи перед лицом непроизносимого, чтобы исследовать непоказываемое, тайное. Как в древней книге Бытия, где "тайна" так же значит "обнажённость". Буквально то, что мы не должны видеть. Она (Амира Касар) – симпатичная брюнетка с телом одалиски, одета в белое. Он (порнозвезда Рокко Сиффреди) - мужчина с понимающими глазами сторожевого барбоса, одетый в кожаном пальто. Они - враги, заключившие на четыре ночи пакт о ненападении. Четыре ночи – четыре сражения, война полов, метафизика отношений Мужчина – Женщина.
Большую часть времени персонажи ведут философские разговоры со страдательным наклонением, совершая при этом весьма наглядные иллюстративные действия.
" - Женщина это болезнь мужчины.
Женщина даёт жизнь, а мужчина её отнимает.
- Менструальная кровь вызывает отвращение у всех представителей мужского пола,
как символ женской нечистоты.
- Мужчины боятся женщин из-за слизи, находящейся в вагине,
сходной со слизью только что вылупившихся птенцов.
- Беззащитность женского тела вызывает жестокость и отвращение,
женщины рыхлостью, нежностью и пупырчатостью своей кожи,
а также тем, как они раздвигают ноги, очень похожи на лягушек,
но лягушкам хотя бы хватает приличия быть зелёными.
- Фекальные массы представляют собой естественную природную субстанцию.
По своему качеству они сходны с мужским началом".
Все эти и многие другие, разящие наповал философские опусы, будут швырять в зрителя герои фильма, рождая ощущение, что они пытаются внушить свои шокирующие мысли,
всем, кто их наблюдает на экране.
Весь этот философский коктейль, призванный устроить некий выверт в сознании, разбудить его и как следует встряхнуть, сопровождается доведенной до трудно переносимого уровня натуралистической атрибутикой. Выводя из равновесия, освобождая зрителя от стереотипов, фильм, погружает зрителя в некий метафизический транс, тяжёлую рефлексию о философской идее фильма, о новом глубинном взгляде на природу любви. Доказывать свою правоту герои кинокартины будут при помощи: крупного плана мужских и женских половых органов, сцен сношения, осуществления полового акта с менструирующей женщиной, обилия менструальной крови смешанной с мужской спермой. Что до откровенно порнографических ракурсов, то на этот раз режиссёр с гордостью может бить себя в грудь: "Я сделала это!". Режиссёр смело вступает в область недозволенного и таким образом разрушает табу, показав, как мужчина пьёт воду из стакана, в котором плавает использованный тампакс.
Во многих кадрах фильма зашифровано огромное количество отсылок на тексты мировой классики, психологические труды и манифесты феминизма. Каждый жест, взгляд, монолог героя, безусловно, что-то символизирует. Взять, например, сцену, где герой разглядывает разные кирки и лопаты среди набора садовых инструментов и, присмотрев, наконец, симпатичные внушительные грабельки, этакую тяпку в виде трезубца, угрожающей тенью направляется к спящей героине, чтобы… убить её? Нет. Чтобы вставит их рукояткой во влагалище. А затем отойти, сесть в кресло и любоваться этой картиной.
Тяпка в виде трезубца, торчащая из женских гениталий…
Что это? Извращённое надругательство или некий символ с глубоким смыслом?
Толстая рукоятка граблей… скрытый символ… трезубец Посейдона,
намекающий на связь органов женской сексуальности с морской водной стихией,
из которой когда-то вышел предок человека?
Интересно, что в ответ на все эти сексуально-философские упражнения даже искушённый артхаусным кино зритель либо молчит, либо хохочет. И то и другое оттого, что не понимает. Потому как Катрин Брейя оставляет вопросы без ответов. Весьма спорные духовные изыскания в области ниже пояса автора фильма вызывают напряжение в голове. Впрочем, наезд режиссёра со своими идеями на интеллектуального зрителя где-то к середине фильма становится настолько непонятным, что превращается в очередную головоломку. Точно так же, как зритель не выдерживает экспериментов Брейя, не выносит изощренной сексуальной пытки главный герой фильма и… убивает героиню.
Смирительная рубашка сексуальных запретов по-прежнему хорошо сидит на зрителе. А потому попытки произвести в своих картинах шоковую терапию в черепной коробке зрителя, сравнима по своему воздействию с лоботомией. Подобные фильмы всё-таки требуют работы ума и немалых познаний в области политики, философии, религии, наконец - в сфере кинематографа, чтобы оценить интеллектуальные усилия авторов, пытающихся проникнуть в глубины влечений и пороков. Катрин Брейя делает это наиболее радикально, на удивление преодолевая в киноработе свой оголтелый феминизм и впервые сумев взглянуть на женский пол с точки зрения мужчин.
Интервью с режиссёром
Официальный сайт фильма (на французском)