Настоящий художник движется от слова к переживанию. Он тяготеет скорее к выразительности, чем к выражению. Автор нижеследующего текста заманивает читателя в таинственный мир прекрасного, в котором эстетика меры и симметрия создают то удивительное, возвышенное, волнующее читателя чувство наслаждения невыразимой красотой. Целостность, форма, гармония открывают перед читателем неизведанное пространство произведения искусства. Это рождает безграничный полёт фантазии у читателя. Читатель уходит в реальность, так мастерски описанную автором, и вместе с автором созерцает прекрасное, получая настоящее эстетическое удовольствие. Авторский стиль, манера письма, экспрессия слов действует на читателя как опьяняющий наркотик. Автора рекомендуется читать медленно, вникая в каждое слово, погружаясь в эту чарующую атмосферу, передаваемую словом.
Пятый век и эпоха Юстиниана. Это было время попыток превратить интерьер базилики в однородную пространственную структуру с помощью соединяющего обе главные стены коробового свода. Части стен и сводов, которые не были заняты фигуративными композициями и их рамами, заполнялись орнаментами. Все три типа декора – панели, рамы и узоры – тщательно согласовывались, чтобы образовать художественный организм, зависящий от функциональных свойств отдельных архитектурных членений. Так, вертикальные части стен, люнеты и апсиды обычно отводились под выделенные рамами фигуративные композиции, тогда как своды чаще всего заполнялись подходящими орнаментами. Даже сами орнаменты тяготели к отражению функционализма архитектуры…
Кажется, что мастер V в. был одержим идеей рамы. Однако внешний вид наружного обрамления показывает, что композиция в целом вовсе не предназначалась для купола. Внешнее кольцо составлено из элементов базилики (с апсидой и престолом или троном, фланкированными нефами), которые производят впечатление тянущейся под ногами апостолов аркады. Все убранство купола оказывается не более чем перенесенной на новое место декорацией стены базилики, в том числе и аркад нефа…
Мозаики арианского баптистерия в Равенне стали шагом по направлению к рационализации и функционализации декора. Канделябры между апостолами превратились в пальмы, и посреди двух сходящихся рядов апостолов, которые возглавляют Петр и Павел, была размещена придающая процессии новый смысл символическая деталь, а именно Этимасия. Велумы исчезли, а размер центрального медальона, если сравнить его с медальоном баптистерия Неона, стал ближе к размеру окружающих его фигур апостолов, хотя из-за перерыва в работе ориентация медальона не совпадает с ориентацией внешнего кольца купола. Наконец, из купольного декора было исключено кольцо базиликальных мотивов – знак, выдававший происхождение этого типа декорации в целом…
Эти мученики и святые жены, которые, выйдя из Классе и Равенны, направляются к своей цели – апсиде, являются идеальными изображениями молящихся, чью духовную позицию они выражают. В то же время они воплощают изысканный ритм форм поддерживающих аркаду колонн, которые мерно шествуют по направлению к апсиде. Статуарные фигуры пророков, расположенные вверху, между окнами, подчеркивают этот ритм. Несмотря на то что эти фигуры увенчаны плоскостными мозаичными конхами, они удерживают некоторые элементы более ранней, первоначально пластической концепции, которая представлена, к примеру, стуковыми рельефами баптистерия Неона…
Мозаики, которые покрывают весь этот интерьер за исключением цоколя, прекрасно выявляют конструктивный смысл архитектуры. Люнеты, распалубки, стены, арки, ниши и своды эффектно выделены различными типами декора. Так, ребра крестового свода усилены растительными гирляндами, в то время как фигуры ангелов, олицетворяющих мощь несущих конструкций, поддерживают центральный медальон. Функции треугольных распалубок этого свода удачно демонстрируют заполняющие их завитки ползущего аканфа. Функциональные роли архитектурных элементов подверглись очень деликатной интерпретации. Иногда в этих мозаиках можно заметить даже признаки новой концепции, выходящей за рамки эстетических канонов чисто функционального декора.
© Отто Демус
Мозаики византийских храмов
Какая неповторимая лексика! Какая стилистика!
Кажется, что мастер V в. был одержим идеей рамы.
Кажется, что афтар вышеприведённого текста был одержим идеей составить описание древнего интерьера. Ибо написать такой текст мог только специалист, явно фанатеющий от своего дела. У всякого нормального человека этот текст вызовет не только непонимание, но и раздражение.
Функциональные роли архитектурных элементов
подверглись очень деликатной интерпретации.
Действительно, настолько деликатной, что интерпретация стала понятной только для самого афтара текста либо для таких же, как он. Вот есть же простые понятные слова: столб, потолок, пол, крыша, стена, плинтус… вот это мне понятно. А тут же вон оно как попёрло-то: нефы, люнеты, апсиды, аканфы, конхи, велумы, этимасия…
Это же просто ужоснах. Вот где йад для мозга.
А вы мне говорите "постструктуралистский дискурс".