Это
выставка такая в Историческом музее.
Честно сказать, пойти туда просто так будет, наверное, скучно. Средневековый детский портрет зрелище статичное и унылое.
Но собранные в одном месте в большом количестве, эти портреты производят впечатление.
Т.е. впечатление такое, что
1) Средневековые художники в принципе не умели рисовать детей. И дело не в недостатке мастерства, а в психологии.
Есть такая теория, что вплоть до Нового времени (т.е. примерно до начала 19 в.) в массовом и индивидуальном сознании европейцев не было понятия: «это же ребенок!». Дети были просто «маленькими взрослыми». Термин употреблялся для обозначения возраста и физических кондиций (малый рост, слабосильность, неготовность к деторождению). Не существовало специальной одежды, дети носили взрослые костюмы маленького размера. Фактически не было игрушек специально (т.е. стилизованных, приспособленных под детское восприятие) для детей. Игрушками были, опять же, уменьшенные копии взрослых предметов, и их производство было в значительной степени ориентировано на взрослых покупателей.
Соответственно и на портретах изображены «маленькие взрослые». «Детское выражение лица» отсутствует даже у младенцев. Однако благодаря тому, что художники все же стараются передать сходство и детские пропорции, выставка превращается в собрание мрачных карликов.
2) Мастерство художников, несмотря на то, что «многие из них были придворными живописцами», все же оставляет желать лучшего. Вот
ребенок кисти Веласкеса. Девочка тоже явно невесела (возможно, из-за необходимости позирования), но все же похожа на ребенка гораздо больше, чем карикатурные уродцы с выставки.
3) Владельцы коллекции (какие-то испанцы) целенаправленно собирают ТАКИЕ портреты. Либо финансы не позволяют им приобретать того же Веласкеса, либо они извращенцы.
Да. Большинство изображенных на портретах девочек в платьицах и чепцах — на самом деле мальчики. Это такой средневековый вариант матросского костюмчика.
Тоже наводит на размышления. :)