SCYTHIAN
14:46 16-03-2006
Надоело красненькое, хочу зелененькое. Все-таки весна на дворе! Так много хочу сказать, но никак не собирусь с мыслями. Дурацкая социология- неинтересная! Бббррр... хочу спать вообще, но надо сделать уроки... consecutive- интересно, что это такое? А не так давно учила... Блин, беспамятная...
Комментарии:
SCYTHIAN
05:37 19-03-2006
Феофан Прокопович
(1681—1736), государственный и церковный деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава т.н. Учёной дружины. Ректор Киево-Могилянской академии (1711—16). В 1720 составил “Духовный регламент”, на основании которого учреждён Синод; Феофан Прокопович назначен его вице-президентом. Автор проповедей; “трагикомедии” “Владимир” (1705); трактата “Слово о власти и чести царской” (1718); исторических сочинений о правлении Петра I и императрицы Анны Ивановны, а также лирических стихов на русском, латинском и польском языках.

Ломоносов Михаил Васильевич
(1711, Денисовка Архангельской губернии — 1765, Петербург), учёный-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка; первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763). Учился в 1731—35 в Славяно-греко-латинской академии (мемориальная доска на Никольской улице, 9), в Академическом университете в Петербурге (1735), в университетах Германии (1736—41). В 1755 по инициативе Ломоносова основан Московский университет (в июле 1754 Сенат утвердил представленный графом И.И. Шуваловым проект, в январе 1755 императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении университета), которому в 1940 присвоено имя Ломоносова. Университет был открыт в здании, находившемся на месте Исторического музея (мемориальная доска). По словам А.С. Пушкина Ломоносов «сам был первым нашим университетом».Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, высказал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о свете.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич, князь [1708-1744] - русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства ("шляхетства") против "верховников". Позднее был дипломатическим представителем России за границей - резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер. Кантемир оставил также ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт). В последних он первый в русской литературе дал образцы безрифменного стиха.

Новиков Николай Иванович (1744 - 1818). Выходец из семьи мелкого дворянина, Новиков учится в Московском университете, а затем поступает в гвардейский Измайловский полк, который участвует в перевороте 1762. В 1767 он работает при Комиссии по подготовке нового Уложения. Получив звание поручика, он отправляется на первую русско-турецкую войну.. В 1769 он начинает издавать журнал "Трутень", в котором критикует высшее общество, придворную жизнь с ее пристрастием ко всему французскому и бичует крепостнические нравы. Журнал вскоре запрещают, но Новиков не отчаивается и с 1772 издает новый журнал "Живописец", который постигает та же участь; два года спустя то же повторяется с журналом "Кошелек". Тогда Новиков предпринимает выпуск серии своих работ по истории и различным областям знания. С одобрения Екатерины II, открывшей ему доступ к архивам, он издает старинные летописи в своей "Древней российской вивлиофике". Ему принадлежит составление "Опыта словаря о российских писателях".

Радищев (Александр Николаевич) - известный писатель, один из главных представителей у нас "просветительной философии".Старший сын его, Александр, любимец матери, родился 20 августа 1749 г. Русской грамоте он выучился по часослову и псалтырю. С 1762 по 1766 г. Радищев учился в пажеском корпусе (в Санкт-Петербург.), и, бывая во дворце, мог наблюдать роскошь и нравы Екатерининского двора. Радищев занимался медициной и химией, не как любитель, а серьезно, так что мог выдержать экзамен на врача и потом с успехом занимался лечением.В 1771 г. с некоторыми из своих товарищей Радищев возвратился в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, как товарищ и друг его, Кутузов (см.), протоколистом, с чином титулярного советника. Они недолго прослужили в Сенате: им мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства.Его сочинения проникнуты духом "просвещения" XVIII века и идеями французской философии.Радищев участвовал в издании "Почты Духов" Крылова.литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений" ("О праве наказания и о смертной казни", "О любви", "Письма о первой книге Гельвециева сочинения о разуме"). Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 г. напечатал в ней свое "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего".- Главное литературное произведение Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву". .ссылкой в СибирьСкончался Радищев в ночь на 12 сентября 1802 г. и похоронен на Волковом кладбище.
SCYTHIAN
05:38 19-03-2006
Антропов Алексей Петрович [14(25).3.1716, Петербург, — 12(23).6.1795, там же], живописец, один из первых русских портретистов. Учился в Канцелярии от строений в Петербурге (с 1732) у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге (1744—50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752—55). Отчасти связанные с традициями парсуны, остро характерные портреты А. (атамана Ф. И. Краснощёкова, 1761, Русский музей, Ленинград; Петра III, 1762, Русский музей и Третьяковская галерея; А. В. Бутурлиной, 1763, Третьяковская галерея) отличаются непосредственностью, правдивостью образов, барочным декоративным богатством и насыщенностью цвета.

АРГУНОВ Павел Александрович (1862-1944), российский революционер. Один из основателей и руководителей "Общества переводчиков и издателей" в Москве (1882), сослан в Вост. Сибирь. После Октябрьской революции историк.

Никитин Иван Максимович (ок.1690 — 1741) — выдающийся русский живописец, один из родоначальников реалистической портретной живописи в России. Сын священника, был певчим, обучался рисованию у гравера А.Шхонебека, преподавал арифметику и рисование в артилерной школе в Москве. Уже ранние произведения Никитина демонстрируют отход художника от условных приемов русской парсуны. В этих работах явственно выступают характерные черты искусства петровской эпохи — пробудившийся интерес к человеческой индивидуальности, точность, простота и непредвзятость изображения.В 1716 г. вместе с братом Романом, также живописцем, Иван Никитин был послан Петром I в Италию для совершенствования мастерства.Петр высоко ценил художнический дар Никитина и с гордостью писал о нем Екатерине I: «есть и из нашего народа добры мастеры…». По мнению большинства искусствоведов, кисти Никитина, принадлежат картины «Куликовская битва» (Русский музей) и «Полтавская баталия» (Эрмитаж в Петродворце). В 1732 г. Иван Никитин вместе с братом Романом были арестованы в связи с делом о распространении пасквиля на церковного и общественного деятеля Феофана Прокоповича

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич [май 1735, Киев (?) - 4 (16) апреля 1822, Петербург], российский художник. В юности писал иконы; в 1762 в качестве подмастерья при Антропове участвовал в декоративно-живописном оформлении Москвы по случаю коронации Екатерины II. Первые портреты Первая достоверная из сохранившихся его работ - портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, за который Левицкому было присвоено звание академика (1769-70, Русский музей) .Лучшие работы художника В 1771-87 мастер руководил портретным классом Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института, "смолянок", - Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской, А. П. Левшиной, Н. С. Борщовой, Е. И. Молчановой, Г. И. Алимовой (1772-76, все - Русский музей).

РОКОТОВ Федор Степанович [1735 (?), с. Воронцово, ныне в Москве - 12 (24) декабря 1808, Москва], российский художник. Один из лучших мастеров русского портрета века Просвещения.Адъюнкт Академии художеств с 1762, в 1765 стал академиком. В петербургский, "академический" период исполнил ряд парадных портретов, в том числе великого князя Петра Федоровича, впоследствии императора Петра III (1758, Русский музей, повторение - в Третьяковской галерее), И. Г. Орлова в латах (1762-63, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же; вариант - во Дворце-музее Павловска). Сравнительно пестрые по колориту, достаточно эффектные по рисунку и композиции, произведения эти все же не принадлежат к портретным шедеврам эпохи.В поздних портретах - Новосильцовой или Санти - формы и краски предстают более объемными и четкими, дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету.

Боровиковский, 1) Владимир Лукич, живоп.-портретист, 1758-1826, ученик Лампи и Левицкого; с 1795 академик. Портреты Б. отличаются замечательно тщательной и тонкой отделкой; писал образа и миниатюры (Музей Имп. Александра III).-

Доменико Трезини(1670-1734) -выдающийся архитектор, автор многих прекрасных зданий в Петербурге. Швейцарец по происхождению, Трезини много и плодотворно работал в России.
Трезини выполнил проект здания Двенадцати коллегий (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), Летнего дворца Петра. Но самым известным его творением стал собор Петропавловской крепости с его высокой колокольней - одним из символов Петербурга.

Летний дворец Петра1710-14 Автором проекта был архитектор Д.Трезини, много и плодотворно работавший в России.
Внутренние помещения дворца сохранились, и сейчас здесь находится интереснейший музей.

Но самым известным его творением стал собор Петропавловской крепости с его высокой колокольней - одним из символов Петербурга.высокая, со шпилем колокольня собора (первоначальная высота 106 м) стала одной из основных высотных градостроительных доминант Ленинграда],
SCYTHIAN
05:38 19-03-2006
здание 12 коллегий ЛЕНИНГРАД ныне университет, 1722-34

Летний сад - первая парадная резиденция царя Петра I в Санкт-Петербурге. Создание сада началось в 1704 году - через год после основания города.
К середине 1720-х годов был создан великолепный "регулярный" сад с прямыми аллеями, подстриженными деревьями, геометрически правильными прудами, многочисленными фонтанами и мраморными статуями.
Здесь происходили различные празднества титулованной знати, приемы иностранных послов.
Посещение сада при Петре I было возможно лишь по его приглашению.

РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1710-1794), российский архитектор. По происхождению итальянец, с 1751 работал в России. Павильон "Катальная горка" (1762-74) и Китайский дворец (1762-68) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в Петербурге (1768-85), дворец в Гатчине (1766-1781) - переход к классицизму.

БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737-1799, СПб.), архитектор, акад. АХ (1765), чл. Рос. академии (1784), действит. статский советник (1796). В 1756 прибыл в СПб., учился в Академич. гимназии, состоял учеником арх. С. И. Чевакинского на постройке Никольского Морского собора, в 1758-60 учился в архит. классе АХ. В 1760-64 продолжил учебу во Франции и Италии. С 1764 чл. Академии св. Луки (Рим).

Джакомо Кваренги родился в Италии в 1744 около Бергамо. Его карьера в России была очень успешна. В 1780-х года была лучшая пора его творчества, и он отправился на север по просьбе Катерины Кваренги, главным образом, повлиял на оформление внешнего вида Санкт-Петербурга, главным образом большими полномочиями, данных ему Государственным банком в 1783 году, что не могло не оказать большое влияние на других архитекторов Частные проекты занимали важное место в его творчестве, но Кваренги был и навсегда останется дизайнером дворцов и это лучшее что он когда либо создал Его потрясающее воображение и мастерство породило немало великолепных проектов, благодаря которым он стал архитектором при дворе Павла I и его сына Александра I .умер в Санкт-Петербурге в 1817 году
SCYTHIAN
10:08 19-03-2006
СЛЕДУЙЩАЯ ТЕМА:

ДЕКАБРИСТЫ русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15. Первые организации в 1816-21 - "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 - Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826 военный переворот силами армии Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики

Масонство - это религиозно-философское течение, возникшее в начале XVIII века в Англии и выразившееся в создании тайных обществ (лож), члены которых провозгласили своей целью объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности... Первоначально масонство развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви, но со временем в нем усилился мистицизм, оно стало орудием борьбы против материализма и атеизма

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от лат. intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

разночинцы
(“люди разного чина и звания”), в конце XVIII—XIX вв. межсословная юридически не оформленная категория населения — выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), главным образом люди умственного труда.

НИГИЛИЗМ (от лат . nihil - ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (1862). В русской публицистике 19 в.: у "охранителей" - бранная кличка; у революционных демократов - название участников демократического и революционного движения 60-х - нач. 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.

СОБОРНОСТЬ - термин русского православного богословия, введенный А.С.Хомяковым (1804-1860) взамен термина кафоличность (см. Кафолический). Соборность противопоставляется коллективизму и индивидуализму и означает, что в Церкви осуществляется добровольное соединение верующих на основе любви к Богу и друг другу, водимое Духом Святым (у Хомякова соборность предполагает отсутствие внешнего авторитарного центра).

ПЕЙЗАЖ (франц . paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения - природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).

НАТЮРМОРТ (франц . nature morte, букв. - мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

КЛАССИЦИЗМ (от лат . classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.
SCYTHIAN
10:10 19-03-2006
АКАДЕМИЗМ (франц . academisme), 1) чисто теоретическое направление, традиционализм в науке и образовании. 2) Оторванность науки, искусства, образования от жизни, общественной практики. 3) В изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.

Последний день Помпеи1833 год Холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург «Брюллову

Сватовство майора ФЕДОтов Павел Андреевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Материал, техника: холст, масло
Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также "Рацея" — "рассказ простонародный протяжным напевом", написанный специально в качестве объяснения к "Сватовству майора". Поэт-художник поставил перед собой задачу показать
... как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют.
Уже в самой интонации стихотворного объяснения, имитирующего "раешные стихи" и...

Свежий кавалер
Дата создания: 1847г.
Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)
Автор: Федотов П.А.
Материал, техника: холст, масло
Федотов изобразил здесь "последствия пирушки по случаю получения первого ордена" — обычную житейскую сценку из чиновничьего быта, проникнутую незатейливым юмором. Но содержание картины становится шире ее темы, сила художественного обобщения превращает обыденное в типическое. С поразительной остротой и точностью охарактеризован "герой" — чиновник, образцовый представитель своей среды и своей эпохи, "наш ужасающий чиновник тридцатых годов", как называла его передовая критика того времени.
"Взгляните этому чиновнику в лицо, — писал позднее с...

ВДОВушка
Дата создания: 1850г. - 1851г.
Автор: Федотов П.А.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Материал, техника: холст, масло
Между началом профессиональной работы Федотова в искусстве в 1844 году и датой его смерти в 1852 году пролегает короткий, едва восьмилетний срок. В этом кратком периоде замкнут весь путь развития замечательного мастера. Его "поздние" картины отделены от "ранних" лишь тремя-четырьмя годами. Но несмотря на ничтожную разницу во времени, работы последних лет не только возвышаются по уровню достигнутого мастерства над всем остальным федотовским наследием, но и свидетельствуют в значительной

Дата создания: Вторая четверть XIX века
Автор: Иванов А.А.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Материал, техника: холст, масло
Грандиозный труд, поглотивший почти половину жизни художника, остался, в сущности, почти никем не оцененным. На долю Иванова не выпало ни почестей, ни шумных восторгов, какие двадцатью пятью годами ранее достались Карлу Брюллову в награду за "Последний день Помпеи". Критика встретила картину Иванова сдержанными похвалами

С.-П. БИРЖЫАвозникла в 1703 г., первоначально как
собрание купцов у торговых рядов на Троицкой площади, с 1713 г. при
Гостином дворе на той же площади. В 1724 г. по распоряжению Петра I
построено специальное здание для Биржи (архитектор Д. Трезини, не
сохранилось) напротив Гостиного двора. В 1730 гг. Биржа переведена на
Васильевский остров в новое здание Гостиного двора. С 1783 г. на Стрелке
Васильевского острова строилось специальное здание для Биржи (архитектор
Кваренги), незаконченные постройки снесены в 1804 г. В 1805-10 гг. на
Стрелке Васильевского острова (Биржевая площадь 4) построено новое здание
Биржи (архитектор Ж. Тома де Томон), оборудована набережная.

КАЗАНСКИЙ СОБОР в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры русского классицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11. Примыкающая к боковому фасаду здания, мощная полукруглая колоннада образует площадь, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Скульптурное оформление выполнено И. П. Мартосом и др. Перед Казанским собором - исполненные Б. И. Орловским в 1837 памятники М. И. Кутузову (похоронен в соборе) и М. Б. Барклаю-де-Толли.

ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве, построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Сооруженное в т. н. русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Разрушен в 1934 по плану реконструкции Москвы (на его месте до 1993 был плавательный басс. "Москва"). С 1995 ведутся работы по воссозданию храма.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. С нач. 20 в. мировое признание получили русские вокальная (Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др.) и балетная (Е. В. Гельцер, А. А. Горский, В. Д. Тихомиров и др.) школы. В 1919 театру присвоено звание академического. Певцы - В. В. Барсова, Н. А. Обухова, К. Г. Держинская, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, Г. М. Нэлепп, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, А. П. Огнивцев, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко и др.; солисты балета - М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская, А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, М. П. Плисецкая, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, М. Лиепа и др.; дирижеры - В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. И. Симонов, А. Н. Лазарев и др.; режисеры - Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и др.; Балетмейстеры - Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, Ю. Н. Григорович и др.; художники - Ф. Ф. Федоровский, В. Ф. Рындин, С. Б. Вирсаладзе, В. Я. Левенталь и др. С 1961 спектакли шли также в Кремлевском Дворце съездов

В 1808 году скульптор Иван Мартос выиграл конкурс на лучший проект памятника [U][Минину и Пожарскому./U]. Его предполагалось установить в 1812 году - к двухсотлетию событий. Деньги на памятник собирались в Нижнем Новгороде по подписке. Из-за войны 1812 года открытие монумента было отложено до 1818 года. Первоначально памятник находился напротив входа в Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ), но в 1930 году его передвинули к храму Василия Блаженного, чтобы он не мешал парадам на Красной площади.

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-11), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.
SCYTHIAN
10:12 19-03-2006
Росси Карл Иванович (1775–1849)С 1796 года работал помощником архитектора В.Бренна, которого считал своим учителем. В 1802 – 1803 годах обучался в Италии.С 1806 года Росси – архитектор Кабинета Его Величества, а с 1816 года – один из главных архитекторов Кабинета для строений и гидравлических работ. Позже он стал почетным вольным общником Академии художеств.Карл Росси создал ряд монументальных построек, формирующих облик центра Петербурга и представляющих собой вершину градостроительного искусства позднего классицизма.Он стал автором ансамблей Михайловской площади, Инженерного замка, Александрийской площади, площади Чернышева и Театральной улицы. По его проектам приобрели законченный облик Дворцовая (здание Главного штаба) и Сенатская (здания Сената и Синода) площади, Марсово поле.Зодчий работал в Аничковом дворце, в Зимнем дворце оформил Военную галерею 1812 года.Создавал великолепные малые формы: павильон «Кофейный домик» в Летнем саду, павильон-пристань в Михайловском саду, павильоны в саду Аничкова дворца.

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), российский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная пл. (1815), создана Театральная пл. с Большим театром (1821-24), Александровский сад (1820-22), Триумфальные ворота (1827-34), 1-я Градская больница (1828-32).

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835), российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние и жизненность образов. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-18).

П. ЧААДАЕВ(1794, Москва - 1856, там же) - мыслитель, общественный деятель.Вступив в тайное общество декабристов, участия в его делах не принимал ив 1823 уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1826 при возвращении в Россию был арестован по подозрению в причастности к декабристам, но через 40 дней отпущен. Чаадаев создал "Философические письма" - размышления о путях человечества к высшей свободе и великому единству, т.е. к царству Божию на Земле.

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.Им были впервые определены (в поэмах, драматургии, в прозе) многие ведущие проблемы русской литературы 19 в., нередко в их трагическом противостоянии и неразрешимости - народ и власть, государство и личность, роль личности и народа в истории: трагедия "Борис Годунов" (1824-25, опубликована в 1831), поэмы "Полтава" (1828), "Медный всадник" (1833, опубликована в 1837), роман "Капитанская дочка" (1836). В философской лирике 30-х гг., "маленьких трагедиях", созданных в 1830 ("Моцарт и Сальери", "Каменный гость", опубликованы в 1839, "Скупой рыцарь", опубликован в 1836, и др.),

ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель. "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857). Ревизоре,Мертвыми душами", "Арабески", "Миргород",

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836), российский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность ("Автопортрет с кистями за ухом", ок. 1808-09; "А. А. Челищев", ок. 1809 или 1810-11, "Е. П. Ростопчина", 1809; "А. С. Пушкин", 1827).


ФЕДОТОВ Павел Андреевич [22 июня 6 (4 июля) 1815, Москва - 14 (26) ноября 1852, Петербург], российский художник. По праву может считаться основоположником реализма в русском изо-искусстве 19 в., где в пору Федотова господствовали романтические тенденции. "Передняя частного пристава накануне большого праздника" (1837, Третьяковская галерея), ("Следствие кончины Фидельки", "Бедной девушке краса - смертная коса"; обе - там же).Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик", 1846, там же) -Вдовушка" (1851, Ивановский художественный музей

ПЕРОВ Василий Григорьевич (1833/34-1882), российский живописец. Один из организаторов Товарищества передвижников. Жанровые картины, обличающие нравы крепостнической России ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861), проникнутые горячим сочувствием к народу ("Проводы покойника", 1865, "Тройка", 1866), психологические портреты ("А. Н. Островский", 1871; "Ф. М. Достоевский", 1872).


ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич (1791-1830), российский живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Романтические, поэтические образы итальянской природы (серия "Гавани в Сорренто", 1825-28).


ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: "На пашне", 1820-е гг., "Захарка", 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58), российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях ("Аполлон, Гиацинт и Кипарис", 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Углубленно работал над натурой, добился значительных успехов в области пленэрной (см. Пленэр) живописи. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна "Явление Христа народу" (1837-57, многочисленные этюды). В поздних произведениях ("Библейские эскизы") Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и истолкования темы

Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж.д.) - писатель.Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 - 63).На Кавказе всерьез начинает заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая получает одобрение Некрасова и печатается в журнале "Современник". Позже там будет напечатана повесть "Отрочество"(1852 - 54).
1860 - 70-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 - 69), "Анна Каренина" (1873 - 77).