Экстаз
[изображение]
Первая книга повествует о границах, которые может переходить человек в поисках новых ощущений.
Главные герои, мужчина и две девушки, рассказывают свою объединенную историю. Историю, поиска своего Я и выхода за традиционные рамки морали и нормальной жизни.
Проститутка, бомж и актриса – тройственный союз, рассказывающий со своей позиции о «другой» жизни.
У человека есть деньги, но нет удовлетворения от жизни или, проще говоря, счастья. На мой взгляд, актуальная проблема для современного европейского мира, где уровень финансового благополучия постоянно растет, но долгожданное счастье так и не приходит. И на помощь приходят постоянные спутники «сладкой жизни» - алкоголь, наркотики, секс.
Осознание первой книги приходит только после прочтения и некоторого осмысления всего прочитанного. Современные люди не перестают возводить различные рамки, впихивая в них себя, ограничивая ими себя, но есть и те, кто не боится за эти рамки выходить. Если алкоголь – то только хороший, если наркотики - то только сильные, если секс – то, в большинстве своем, извращенный, садомазохистский. Но вот зачем все это и так уж это все неправильно и неверно ответа дать никто не может. И за это спасибо автору, ибо повествование ведется без каких-либо умозаключений. И каждый может для себя что-то решить и задуматься над этим. Лично у меня было ощущение, что действительно, наша жизнь очень планомерная и подчиненная строгим правилам не только морали, но и законов, правил и т.д. Все равно, что сравнить человека запрещающего себе пить алкоголь, в силу каких-то убеждений, и рано или поздно вырывающегося из этих запретов. А ведь подобные рамки есть у каждого человека, у кого в плане секса, у кого в плане наркотиков, у кого в плане поведения. И попытка выйти за эти рамки не для всех остается удачной. Кто-то спивается, кто-то умирает от передоза, кто-то сходит с ума. Мне показалось, что собирательным образом большинства людей, придерживающихся нормального (по мнению же этого большинства нормальных людей) образа жизни явилась женщина по имени Ми, попробовав что-то запретное, перешагнув через свои внутренние барьеры человек меняется навсегда. Рушиться все его мировосприятие, и порою человек просто не может вернуться в свое прежнее состояние. Так же и Ми не смогла, но и идти дальше по этой дороге она была не в состоянии и покончила жизнь самоубийством.
Я совсем не описал человека, которому упомянутые три персоны и рассказывают свои истории, используя его как курьера, но на мой взгляд, его личность не так уж и важна, а точнее важность и пример того, как он перешел свои границы, каждый читатель определяет для себя.
Меланхолия
[изображение]
Вторая книга, на мой взгляд более спокойная и повествование в ней, хорошо отображает название этой книги. Из словаря Брокгауза и Ефрона
Меланхолия, функциональное душевное расстройство, характеризующееся угнетенным состоянием духа с нарушением правильного течения представлений. Гл. симптомы: беспричинное уныние, тоска, апатия, равнодушие к окружающему, бессонница, стремление к самоубийству. В тяжелых случаях наступает глубокое расстройство сознания, обманы чувств, безумные идеи, отказ от пищи. Если М. принимает хроническое течение, то она иногда переходит в слабоумие. Лечение: покой, удаление от обычной среды, поднятие питания всего организма; из лекарственных веществ - тонизирующие средства.
У меня создалось впечатление, что взяв за основу это определение Мураками писал свой роман. Главный герой, уже знакомый читателям по первой книги, находясь в глубокой меланхолии, ищет способы выхода из своего состояния и через свой рассказ пытается найти причины, по которым он оказался в нем.
На мой взгляд, частой причины меланхолии может быть переживание чего-то яркого и необычного. Мне бывает знакомо это чувство после возвращения из путешествия, где было все так беззаботно, ярко и весело. Возвращение к обыденной жизни, к будням и всему тому, что окружает тебя в обыденной жизни. Но у героя за плечами куда более яркие воспоминания: богатство, свободные отношения, безграничный секс, наркотики, временное бомжевание и, естественно, жить с таким «багажом» сможет далеко не каждый.
Как и в первой книги есть «роль второго плана», на этот раз это женщина-корреспондент, в силу своей профессии познакомившаяся с главным героем, и знакомство это перевернуло всю ее жизнь, впрочем, так же как и исполнителя этой «второй роли» в предыдущей книге. Мне кажется, что люди Язаки воплотил в себе образ какого-то запретного мира, который живет вне границ человеческих правил, и тот кто столкнулся с ним познает нечто особое, то, что раньше были на поверхности, но прикоснуться к которому не так то и легко. А прикоснувшись и познав, становиться не так то легко жить, потому что смотришь на мир и на то что тебя окружает уже совсем по другому:
«вот в чем я была уверена, так это в том, что на протяжении всего интервью с Язаки я не могла отделаться от мысли – мне не хочется возвращаться домой. Я чувствовала это все время…А теперь поняла: все вокруг, и я сама в первую очередь, нагоняло скуку. Белое вино, салат из артишоков, белый сыр, хлеб, бег трусцой, бассейн,…клубы, породы собак, марихуана, секс, кино, мода…пентхаусы – я вижу в них только искусство потребления и искусство растраты….Ох как меня все достало. Это Язаки научил меня так думать. Он не дает мне покоя».
Они как полупрозрачная сфера с одним входом, те кто попадает в их союз и под их воздействие обратно не возвращаться, ибо они показывают каждому что есть другая жизнь. Без запретов и внутренних рамок, но вот нужна ли такая жизнь так и остается большим вопросом.
Танатос
[изображение]
ТАНАТОС (Танат Фанат)(энц. словарь) - в греческой мифологии бог - олицетворение смерти, сын Никты-Ночи и брат-близнец бога сна Гипноса.
Третья книга Танатос, выступает завязкой истории отдельно взятого человека и его окружения и повествует о третьем участнике треугольника – актрисе. О ее сумасшествии и попытках разобраться в себе и во всем пережитом в дали от дома - на Кубе, где ее сопровождает, живущий на Кубе несколько лет, японец-фотограф. Он терпеливо выслушивает ее историю, и как и в предыдущих книгах, впечатленный этими историями, пересматривает и свои взгляды на жизнь.
Танатос, через размышления о конкретных людях, наполнен размышлениями о Японии в целом. О ее истории, жизни и устоях, которые так сильно, и не всегда правильно, влияют на жизнь.
«В Японии учат, что нет ничего в мире, чего не смог бы добиться человек, если он прилагает к этому все возможные усилия…и тех кто терпит поражения, клеймят именем неудачника….у многих моих школьных друзей боязнь поражения в конечном счете спровоцировала болезнь.
Кубинцы обладают такой энергией, о кокой японцы не имеют даже представления. Япония, существует на принципе подавления динамизма личности ради сохранения единства коллектива….Японец, добившейся не только группового признания, но и признания его личности, потерпев неудачу, будет всю оставшуюся жизнь ненавидеть себя. Я знаю, о чем говорю, ибо это как раз мой случай…Эта актриса, Кейко Катаока и язаки находились точно в таком же положении…»
Избавлению от этой ненависти, попыткам познать себя, попыткам выйти за установленные границы и посвящены эти три книги, которые представляют собой
«монологи о наслаждении, апатии и смерти».