Гр-гр, я сделал это снова!
Народная мурлюканская песня
Десять подсказок от Дэвида Линча, проливающих свет на тайны «Малхолланд Драйв»
1. обратите особое внимание на первые кадры фильма. Прежде чем возникнут титры, в поле Вашего зрения промелькнут, по крайней мере, две подсказки ко всей последующей истории;
2. а как насчет красного абажура лампы?! Заметили ли Вы его появление?
3. хорошо ли Вы расслышали название фильма, для участия в котором Эдам Кешер подбирает молодых актрис. И, кстати сказать, будет ли этот заголовок упоминаться снова?
4. всякая авария – жуткое зрелище. И, тем не менее, не погнушайтесь детально восстановить в памяти само место происшествия;
5. ключ, который фигурирует в картине… Кто его дает и почему?
6. не теряйте из поля зрения веревку, пепельницу, кофейную чашку;
7. заинтересуйся клубом «Silencio» и всем, что там творится;
8. задайтесь вопросом – только ли талант помогает Камилле?
9. что мерещится человеку, который умирает на заднем дворе закусочной «Winkies»?
10. и, наконец, где же тетя Рут?
они помогут самостоятельно разгадать ребус
НЕ ЧИТАТЬ ТЕМ КТО ХОЧЕТ САМ ПОНЯТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ!
Дальше для тех кто все таки не справися с собой (типа меня): это я нашел на сайте одном..
Сложность "МД" в том, что там все дико перепутано по времени. Я расскажу вам прямую последовательность событий. Итак:
Обычная, мало чем примечательная молодая девушка по имени Даяна Селвин (блондинка) выигрывает конкурс каких-то экзотических танцев, плюс умирает ее тетушка, не слишком крутая голливудская актриса, и оставляет ей небольшое состояние. И она решает, что настало самое время отправиться в Л.-Анжелес на покорение Голливуда. Естественно, ей это не удается. В Л.-Анжелесе она знакомится с некой Камиллой Роудс (брюнетка) и влюбляется в нее. У Камиллы по разным причинам карьера складывается лучше, и она периодически составляет своей любовнице протекцию на десятые роли в фильмах, где сама снимается. Всем хорошо. Но хорошее не может длиться вечно. Ради брака с режиссером Камилла решает бросить Даяну. Отвергнутая Даяна приходит в бешенство и решает "заказать" Камиллу. Киллер говорит ей, что знАком выполненного заказа будет синий ключ (обычной формы), который она найдет там, где он скажет.
Синий ключ у Даяны. Заказ выполнен. Камилла убита. Понятное дело, легче Даяне не стало. Особенно если учесть, что, похоже, полиция начинает подозревать ее в убийстве. В таком смятении чувств Даяна засыпает и видит сон. В этом сне она всю свою жизнь переигрывает по другому. Во сне ее зовут Бетти (имя, которое она прочитала на бэйджике официантки в кафе, когда разговаривала с киллером), ее тетушка Рут - звезда Голливуда, которая составляет ей протекцию и селит в шикарной квартире. Камилла (Рита) появляется в ее сне несчастная, очень нуждающаяся в ее любви и поддержке. Кастинг она проходит успешно, все в восторге от нее (в том числе режиссер Боб Рукер, который в свое время "зарубил" ее, предпочтя взять на главную роль Камиллу). Периодически в этом сне появляются герои окружающей Даяну реальности (режисер Адам Кешер, которого Камилла предпочла ей, киллер, Коко (мать Кешера), гости с вечеринки (братья Кастильяне, Ковбой, пышногрудая блондинка)). Черная сумка с деньгами, заплаченные киллеру и синий ключ (знак выполненного заказа) трансформируются в ее сне в деньги в сумочке Риты (Камиллы) и синий ключ странной формы. Труп, который девушки увидели в квартире Даяны - это предчувствие ее собственной смерти. Синяя коробочка - символ смерти (вспомните диалог в кафе. Киллер показывает Даяне синий ключ, она спрашивает: "Что он открывает?", а он в ответ только смеется). Сцена в театре "Силенсио" - завершающий аккорд сна Даяны, намек на то, что все якобы происходящее иллюзия ("Здесь нет музыкантов. Здесь нет оркестра. Все это запись").
Затем Даяна просыпается. Реальность далеко не так прекрасна, как сон. Камилла мертва. За Даяной охотится полиция. И Даяна, тронувшись умом, стреляется. Пенсионеры, которых она увидела в бреду перед смертью - случайные попутчики, с которыми она в свое время приезжала покорять Голливуд и с которых (в ее уже "тронувшемся" понимании) и начались все ее беды.
В фильме последовательность событий нарушена и отображена следующим образом:
- Даяна засыпает
- Сон Даяны (который занимает бОльшую часть фильма и поэтому кажется реальностью)
- Пробуждение Даяны (приходит подруга, с которой она поменялась комнатами, забрать остатки своих вещей и сказать: "К тебе опять приходили эти два детектива")
- Воспоминания Даяны о вечеринке на Малхолланд Драйв, где Адам Кешер и Камилла объявили о своей помолвке
- Разговор с киллером в кафе
- Безумие и самоубийство Даяны.
Эпизод, который является настоящим объяснением смысла фильма, подсказкой Дэвида Линача номер 0, это где молодой человек с психотерапевтом идут проверять за ресторан, что там нет никакого черного человека, который ему снился. Оказалось, что снился он ему не спроста. Очень неспроста.
О чем же эта подсказка? О том, что бывает с теми простаками, кто думает, что реальность и правда можно разделить на надежную и предсказуемую явь, а сон - якобы искаженные и непереваренные воспоминания о яви. Молодой человек поверил в идею "здравого смысла", которого никто и никогда не видел и поплатился за самонадеянность. Не стоит проверять реальность. А то она проверит тебя.
Подсказка номер 0 недвусмысленно говорит о том, что последующие "10 советов Д.Линча", это ловушка для простаков. Искать опору там, где ее никогда не бывает, а именно в пресловутой яви, значит уподобляться персонажам фильма, которые считают своей реальностью каждый новый узор, в который они складываются с новым поворотом ключа в кубике.
Во-первых, давайте договоримся, что считать развязкой. В отличие от большинства фильмов, на мой взгляд, развязка в "малхолланд драйве" приходится аккурат на середину ленты. И даже, как бы это сказать, не развязка, а зеркало. Очень хорошо видно, что первая и вторая сюжетные линии как бы зеркально отражены - и по вывернутой причинно-следственной связи, и по раскладке действующих лиц. Театр силенцио, где, как известно, нет музыкантов, и поющая тетка падает на пол, а песня продолжается - самая главная подсказка к пониманию фильма. Те же "10 подсказок от Дэвида Линча" - просто-напросто издевательство над теми, кто жить не может без того, что бы ни разложить все по полочкам.
Так что линейный конец фильма - это далеко не развязка. Это как бы начало, но наоборот. Нельзя сказать, что какая-то из этих линий "реальна", а какая-то нет. То есть сказать-то, конечно, можно, но оснований для этого нет. Точно также можно сказать, что реальны там только те два мужика в кафе, одному из которых все еще снится кошмарный сон. Или тот урод за сортиром. Сидит и бездумно трясет синюю коробочку, калейдоскоп реальности, в котором, как водится, вмещаются все драмы и трагедии мира. Поворот - и одна история превращается в другую, выворачиваясь наизнанку...
настроение: я буду ы-ы, я буду жага-жагой!