EX
22:38 31-08-2006
Ныне покойный Джон Уэнемейкер однажды признался: "Тридцать лет назад я понял, что брюзжать глупо. У меня достаточно хлопот с собственными недостатками, чтобы еще раздражаться из-за того, что бог не позаботился равномерно распределить между людьми умственные способности".

Уэнемейкер рано это усвоил. А вот я лично должен был в течение трети века ощупью двигаться в этом старом мире, пока меня, наконец, не осенило, что в девяноста девяти случаях из ста люди ни в чем себя не упрекают, как бы не правы они ни были.

Критика бесполезна потому, что она заставляет человека обороняться и, как правило, стремиться оправдать себя. Критика опасна потому, что она наносит удар по его гордыне, задевает чувство собственной значительности и вызывает у него только обиду.

В немецкой армии солдату не разрешается подавать жалобу и высказывать критические замечания немедленно после того или иного происшествия. Сначала он должен выспаться и остыть. Если он подает жалобу сразу же, то его наказывают. Ей-богу, подобное правило должно было бы действовать и в гражданской жизни, — правило для вечно недовольных родителей, сварливых жен, придирчивых работодателей и всех несносных критиканов.

Как утверждал доктор Джонсон, "сам бог не намеревается судить человека до конца его дней". Почему это должны делать мы?

и наконец,

Эмерсон говорил: "Каждый человек, которого я встречаю, в каком-то отношении превосходит меня, и в этом смысле я могу у него поучиться".

Если это было справедливо по отношению к Эмерсону, то, вероятно, это еще в тысячу раз справедливее по отношению ко мне и к вам.