11:49 26-09-2006 Изображая фильму (типа, рецензия)
Поглядел «Изображая жертву»
Смешанные впечатления. Фильм, вроде, так себе. Но что-то вот зацепило. Излагаю.
Это «Курьер» 20 лет спустя и в современных реалиях. Только Ивана проблемы взросления донимали в 17 лет, а Валю (героя «жертвы») в 27.
На самом деле, параллелей очень много. Оба героя — владельцы изрядных тараканов (что режиссёры пытаются выдать за «инаковость», возвышающую их над толпой). Оба «как бы работают», пытаясь протянуть время до часа Х. Но Иван ждёт отправки в армию, которая, согласно советской мифологии, сделает из него человека, а Валя и сам не знает, чего ждёт. Просто существует, сходя с ума от пошлости окружающего мира и собственной «исключительности». По ходу фильма выясняется, что ожидание его в том, что кто-нибудь сдохнет, или сам он, или окружающий мир.
В качестве Memento mori Вале периодически является «типа гамлетовская» тень отца (ещё один явный отсыл — линия мать-дядя, а попытка «заколоть» дядю палочками для еды — просто карикатура на гамлетовскую шпагу), но это только типа. И тень сама невнятная, несет околесицу, и Гамлета из героя никак не получается. Он даже не пытается задаться вопросом «би или не би» (не говоря уже о попытке изменить судьбу), хотя с языком Шекспира знаком неплохо. Он просто плывёт… Нет, даже и не плывёт. Плыть то он боится, отец в детстве раз и навсегда отбил охоту плавать, пытаясь научить сына «проверенным дедовским методом» — бросив в воду на глубине.
Несёт Валю неким потоком жизни, а он даже и не барахтается. По сути, он уже утонул, он мёртв, так что изобразить жертву — труда не надо. Равно как и представить жертвами других, тех…
И даже финальная сцена отравления — не поступок, а так, очередное дзэнское недеяние… Хрен его знает, помрут люди от порции фугу, не помрут?… Померли, ну, значит, померли.
До встречи всем в стране Вечной Охоты.
Еще параллели с «Курьером» (их есть у меня):
«Простая русская баба», нелепо-несчастная Оля (Валина подружка) и мечтающая выйти замуж за японца сотрудница редакции.
«Невтыкающий» про современное поколение следователь и приятель профессора Кузнецова (у которого сын любитель сгущенки).
И даже тормознутый Базин из «Курьера» нашёл своё отражение в лице туповатого мента Димы (имя могу спутать).
Ну и заманухи. В фильме Шахназарова треть зрителей приходила посмотреть на действительно классное исполнение брейка, здесь же (как и в спектакле) манком служит «мент там прикольно матерится, гыыг».
А наибольшее впечатление на меня произвела реплика героини Ахеджаковой, которая кажется стократ глубже и значимей всего остального смыслового ряда фильма: «я спрашиваю у водителя «этот автобус идет до улицы Ленина?» А он мне отвечает «а хуй его знает»… Представляете?! Водитель и не знает, куда идет его автобус!»
Очень точно отражает наше современное, наизнанку вывернутое, чудовищное бытие. Уж не знаю, было это в мыслях у режиссёра или «само так вышло».
PS И объясните мне, Христа ради, что там смешного?
Комментарии: