z_g
04:04 02-10-2006
"Именно Чехов обратил внимание на то, что неправильно думать, будто совесть пробуждается от веры. Все происходит как раз наоборот: вера в конце концов становится чем-то естественным и необходимым, когда у человека просыпается совесть. В письме В.С.Миролюбову (от 17 декабря 1901 г.) Чехов писал:

"Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать её места шумихой, а искать, искать, искать одиноко, один на один со своею совестью..."

Чехов не только понял, но и сумел показать, что эта особенность - способность откликаться на голос совести - заложена в самом физическом существе человека. Это не то, что приобретается благодаря воспитанию, а нечто такое, что уже есть в нас. Поэтому убить совесть очень непросто, но можно - и это мы знаем из нашей собственной истории.
...
" Свести религию к ритуалу - такова была задача советской власти по отношению к христианству. В результате вера как бы оставалась разрешенной, но лишалась чего-то сердцевинного. Так называемое удовлетворение религиозных потребностей заключалось по мысли партийных идеологов в том, чтобы присутствовать на службе в храме, освятить перед Пасхой кулич и яйца, взять накануне Богоявления святой воды и т.п., - но не более. Совершалось что-то очень страшное: человек, формально оставаясь христианином, впадал в духовную спячку."
http://tapirr.livejournal.com/382985.html

Речь конечно не только о советской власти, сколько о механизме лжи, когда совесть представляют продуктом социализации, а религию - в виде религиозных ритаулов.