21 апреля. С утра отправились на терминал Viazul, где выкупили ранее забронированные через офис Infotur билеты в Санта-Клару (Santa Clara). Через пару часов сели в достаточно комфортабельный автобус с леденящим кондиционером и еще через 5 часов прибыли в город Че Гевары. Билетов на вечерний автобус до Сантьяго-де-Куба (Santiago de Cuba) не было, поэтому взяли на ночной в тот же день.
Первым делом, конечно, сходили на Площадь революции (Plaza de la Revolucion) к памятнику Че Геваре, там же находится музей с фотографиями и личными вещами и мавзолей, где похоронен он и 17 партизан, убитых вместе с ним в Боливии. От музея до центра города доехали на биси-такси (вело-рикше). Побродили в поисках места для обеда, ничего хорошего правда не нашли, пришлось есть там, где получилось. После обеда мы отправились к еще одному памятнику Че Гевере – Трен Блиндадо (Tren Blindado) – 4 вагона бронепоезда, взорванного Че в 1958-м. Посидели в скверике у бронепоезда, переместились к первому монументу, где встретили закат. Поужинали в ресторане (уже гораздо более приличном, чем место нашего обеда), когда он закрылся, опять переместились на улицу и к часу ночи вернулись на автостанцию, ждать своего автобуса до Сантьяго.
Расскажу немного о системе общественного транспорта на Кубе. С учетом, того что личный автопарк кубинцев состоит в основном из старых американских или среднестарых советских машин, а также того что бензин достаточно дорогой, машинами (даже если они есть) многие кубинцы пользуются не всегда, предпочитая общественный транспорт. Это во-первых, обычные автобусы, душные и битком набитые, насколько пунктуальные сказать не могу, т.к. ими мы не пользовались; во-вторых, камелос - большие автобусы-грузовики на 150-200 человек, которые обычно привозят рабочих с окраин в центр города или на производство; в-третьих, грузовики – ими обычно пользуются при переездах из города в город. Конечно, есть такси – для местных (наши Лады) и туристические (иномарки или отреставрированные старые американцы). В провинции очень популярны биси-такси (велорикши) и конные маршрутки (как мы их назвали). На автобусных остановках всегда очереди, сесть в автобус вряд ли получится – нужно «брать его с боем» На остановках при подъездах к городу, и просто на трассах работают специальные служащие – «желтые» (los amarillos), которые помогают добраться до места назначения. Для этого нам им заплатить денег (сколько точно не помню), они записывают, куда вам нужно и имеют право останавливать машины с государственными номерами (если те не остановятся, то по номеру вычисляется предприятие, которому принадлежит данная машина, и на него накладывается штраф), и если кому-то из очереди по пути, то шофер обязан их подбросить. Между городами ездят рейсовые автобусы, но они часто ломаются и очень непунктуальны. Для туристов есть специальная автобусная компания Viazul, которая охватывает практически все туристические места Кубы, автобусы практически все комфортабельные, с кондиционером. Единственный минус, с которым мы столкнулись – это отсутствие нормальной системы бронирования билетов. Т.е. нельзя купить билет туда-обратно, поэтому есть шанс, приехав в город, не уехать оттуда в нужный тебе день или время.
22 апреля. Приехали в Сантьяго – второй по величине город Кубы, находящийся на восточном побережье. Вышли с автовокзала, пробиваясь сквозь толпу частных таксистов и хинетерос (об этом чуть позже), до центра дошли пешком, посмотрев почти всю центральную часть города. Гостиница, в которую я планировала нас поселить, была закрыта на ремонт, поэтому нас тут же подхватили и предложили касу партикулар. Я решила, что если понравится – почему бы нет, цену всегда сможем сбить на то что устраивает нас, а если не понравится – всегда сможем отказаться. Комната нам понравилась – дом практически в центре, комната небольшая, с ванной комнатой, и с террасой, откуда открывался замечательный вид на город. Сговорились на 1 ночь за 15 куков. Хозяйка понравилась, очень радушная предложила сразу покормить – мы не отказались. Через час, вкусно пообедав, мы пошли гулять по городу в сторону автовокзала, чтобы отправить Meg обратно в Гавану. С большим трудом выбили последний билет на экспресс до Гаваны. Татьяна уехала, а мы вернулись обратно в центр, где нас застиг первый и единственный за всю поездку дождь. Крыша была далеко, поэтому постояв немного под деревом, в один из перерывов, мы вышли из-под нашего укрытия и рванули в касу. Бежали минут 5, но за это время дождь опять успел усилиться, в общем домой мы пришли мокрые с ног до головы. Понятно, но к сожалению, посещение вечерних воскресных плясок пришлось отменить в связи с отсутствием сухих вещей. Вечер прошел в попытках высушить то, что у нас было и в чем мы завтра планировали ехать дальше
Теперь разговор о хинетеро (jinetero) – преследовали они нас везде. В Гаване, кажется меньше, в провинции – больше. Хинетеро – это такая каста приставучих людей, зарабатывающих на туристах. Они найдут тебе такси, домашний ресторан (паладар), комнату и т.п., конечно получив комиссию от хозяина заведения. Не очень приятное явление, просто потому что они надоедливы и от них очень сложно отвязаться. Как страшный сон вспоминаю каждый выход из автовокзала Сантьяго, когда ты выходишь, а на тебя просто налетают как стая саранчи. (плюс также называют проституток)
23 апреля. С утра приятель нашей хозяйки отвез на автовокзал и мы уехали в Баракоа (Baracoa). Надо сказать, когда я перед поездкой читала путеводитель, я сразу отметила этот город. Спросила у Алены, она подтвердила мою решимость включить его в маршрут. И хотя мы там оказались всего на несколько часов (жалею, что не остались еще на один день, но думаю, что это можно будет исправить в следующую поездку), я абсолютно не жалею. Дорога из Сантьяго до Баракоа идет через горы Сьерра дель Пурил (Sierra del Puril) – красивейшие пейзажи. Приехав и опять повоевав с кассиром, чтобы купить обратные билеты на сегодня, и в очередной раз выиграв битву, мы пошли гулять по городу. Баракоа - это милый, малюсенький город на восточном побережье Кубы, считается что где-то в этом районе впервые высадился Колумб, здесь находится одно из самых древних индейских поселений, это самое старое колониальное поселение на территории обеих Америк. Одной из достопримечательностей города и района является холм Эль Юнке (El Yunque), на который мы бы обязательно сходили, если бы было время. Но времени не было, мы вернулись к автобусу и проехав опять через Сьерра Маэстра, вернулись с опозданием в 15 минут в Сантьяго. Где провели минут 10 и сели в очередной автобус, который на следующий день привез нас в Тринидад.
24 апреля. Тринидад. Приехали мы на рассвете, сразу купили обратные билеты до Гаваны и пошли гулять по проснувшемуся городу, который считается жемчужиной колониальной архитектуры. Сюда стараются съездить все туристы, прилетевшие на Кубу. Отреставрированный центр города внесен в список ЮНЕСКО. Немного заблудившись, мы в конце-концов вышли на главную площадь Тринидада, где позавтракали, дождались открытия музеев, которые почти все и посетили чуть позже. Первый и последний раз за всю поездку пообедали в паладаре (частный ресторан), готовили все при нас и только для нас – порции огромные и вкусные. Никаких деликатесов мы не пробовали, питались только курицей. Посмотрев город, мы наконец-то вернулись на автовокзал и через 6 часов были в Гаване. Где нам наверное повезло, нас поймал водитель «маршрутки», который собрал в микроавтобусе 7 человек и развез всех по гостиницам. Это называется дешево и почти сердито (потому что так как жили мы дальше всех, то и по маршруту мы оказались последними), зато повеселились над иностранцами, которые видимо не привыкли к маршруткам и были очень удивлены.
Если обобщить путешествие, то понравились – провинция Виньялес, города Баракоа и Тринидад; не понравилось в Санта Кларе и Сантьяго.
25, 26, 27 апреля. После поездки по острову мы дали себе отдохнуть. Ничего не делали, просто отдыхали, купались, валялись на пляже, собирали ракушки, загорали, смотрели телевизор (ээээх, Гаванская бейсбольная команда проиграла в финале чемпионата Сантьяго). Прогулялись чуть дальше по пляжу, нашли лагуну с катамаранами, покатались на них
28 апреля. Продолжили свой пляжный отдых поездкой на Варадеро (Varadero) – самый известный кубинский курорт, который расположен на полуострове, длина пляжей которого около 8 км (если не больше).
По сравнению с пляжами Плаяс дель Эсте на Варадеро море более спокойное и мелкое. В общем, ничего особенного, мне и у себя все нравилось.
На знаменитом мосту (или на смотровой площадке) по дороге Гавана – Матансас наш рейсовый автобус не останавливался, поэтому фотографии только из окна автобуса. Самое страшное за весь день случилось, когда мы возвращались домой. Автобус не останавливался у нашей гостиницы, мы вышли и минут 20 должны были идти пешком, и тут на нас в прямом смысле этого слова напали комары. Ни в один другой день – ни утром, ни днем, ни ночью, когда мы выходили на улицу такого не было. В этот раз – это было действительно какое-то нападение – мы, отбиваясь, добежали до дома, где весь вечер «зализывали раны», т.е. пытались успокоить ноющие комариные укусы.
29 апреля. Последний день, мы посвятили Гаване. Залезли на смотровую площадку у Старой площади, доехали до Площади революции (Plaza de la Revolicion) с памятником кубинскому поэту Хосе Марти (Jose Marti), где вовсю шла подготовка к Первомаю, поэтому подняться на самую высокую смотровую площадку в Гаване нам не удалось. Потом прогулялись до Кладбища Колумба (Necropolis Cristobal Colon) – самого большого и, как нам сказали. Единственного кладбища в Гаване. Где, конечно, посетили могилу местной святой Ла Милагросы (La Milagrosa - Чудотворная), прогулялись опять по Рампе, наконец-то прокатились на коко-такси (coco-taxi) – это такие туристические такси-мотороллеры с желтой крышей (ну или как еще назвать это сооружение над головой). Они оказались достаточно быстрыми, шустрыми и милыми
Потом мы вернулись в гостиницу, чтобы через пару часов уехать к гаванским крепостям. Их две – Эль Морро (Castillo de los Tres Santos Reyes Magnos del Morro) и Ла Кабанья (Fortaleza de San Carlos de la Cabana). Говорят, что утром в крепостях много народу, а вот вечером (мы приехали около 7) не было вообще никого. Мы поднялись на маяк – какая же там красота; страшновато правда, потому что перила невысокие. В полном одиночестве прогулялись по крепости, полазили везде, я с удовольствием пофотографировала (очень довольна результатом, в предзакатное время такое красивое освещение было). Алена познакомилась с кубинцем, который когда-то учился у нас в Самаре, а теперь работает в порту. Он нас пригласил в свою «будку», показал чем занимается, как встречают корабли при входе в Гаванский порт, морской флаг СССР, которым они до сих приветствуют наши корабли, потому что новый российский, присланный из посольства, оказался очень маленьким, посмотрели в бооольшущий бинокль. Пообщавшись, пошли смотреть наш последний (в эту поездку) закат на Кубе. Мммммм Когда солнце зашло, побежали во вторую крепость, где в ближайший час должна была начаться церемония Каньонасы (Canonaza) – выстрел из пушки в 21-00, по которому раньше закрывался порт и город. Теперь это театрализованное действо для туристов и кубинцев с солдатами с старой форме, подготовкой пушки и выстрелом. На эту церемонию приходит очень много народу, поэтому удобное для просмотра и съемки место пришлось выбивать и сохранаять локтями и штативом , но все равно люди мешались. Сама церемония действительно очень красивая, торжественная, пушка, кажется, стреляла не очень громко. Но лучше наших кремлевских гвардейцев все равно никто не марширует
30 апреля. Аэропорт и рейс Гавана – Москва. 12 часов перелета из одного дома в другой.
Спасибо путеводителю Lonely Planet за полную информацию