fansykat
22:54 19-06-2007 Эстетика в памятниках Древнего Египта.
Эстетика в памятниках Древнего Египта.



Египет всегда привлекал меня своей особенной эстетической традицией в архитектуре. Монументальные гробницы и храмы поражают своей красотой.
Я посещала его несколько раз, и мне всегда хочется туда вернуться. Современное безкультурие народа поражает, они не знают о своей стране практически ничего, многие даже не умеют читать. И что самое ужасное и не хотят. Единственное их стремление быстрее заработать денег. Но что об этом говорить, это же совсем другой народ - арабы, но мне очень жаль что культуру древнего Египта оберегают такие неинтересующиеся культурой люди.
Такое яркое развитие страны, богатство не могло продлиться долго.
Мир стал меняться — и вскоре и эта огромная культура рухнула, прошли малые и большие войны, и от былого величия страны осталось ровным счетом ничего. Любая эпоха несет в себе эстетическую парадигму, утверждающую, что есть человек, как он должен себя вести в данное время, концепции мира и личности. Египет очень четко следовал этим принципам во всех аспектах своей культуры, начиная от прикладного искусства, заканчивая архитектурой и градостроительством.

Мне очень нравится особенная свобода и орнаментальность во всей архитектуре Древнего Египта. Египетское искусство, в отличие от более ранних искусств, впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми и окружающим миром. Используя достаточно простой материал- камень, египтяне смогли придать ему живой и неповторяющийся вид, и таким образом, изобрели прием наглядного рассказа, строго продуманного построения действия, летописи. И даже человек, не владеющий грамотой, может «просмотреть» рассказ от начала до конца.

Сама пустыня настраивает на восприятие архитектуры, ландшафт, яркое солнце. Меня поразила органичность и свобода построек, кажется, что это не созданные людьми произведения, а это было здесь всегда и будет вечно, как солнце и песок. Думаю, именно этого эффекта и добивались древние зодчие. Подходя ближе, видишь ритм колонн, яркие тени усиливают объем, и подчиняешься ритму, изменяешь шаг, возникает ощущение своей ничтожности. Невольно затихаешь в таком месте, и начинаешь медленнее дышать, боясь нарушить своим присутствием покой этого величия.
Храм не создает впечатления «Крыши» или навеса, он прозрачен, как и все вокруг, думаю, это должно было показать людям, что в храме боги видят все, не нужно уединяться, скрываться, здесь можно в открытую говорить с духами и видеть над собой их тень. Такая архитектура погружает в раздумья о мире и вечности, назначении всего живого.
Человек, в сравнении с таким масштабом, - песчинка. Мне не показалось, что такая архитектура угнетает, как пишут многие исследователи, а наоборот, возвышает человека, чувствуется гордость, что ты в какой-то мере причастен к этому величию.
Графическое заполнение стен помогает представить человеку себя в этом бесконечном рассказе времени. Оперируя линиями, плоскостями, глубинным пространством древние зодчие Египта полностью выразили в архитектуре свои эмоции и чувства.
Я, вообще, за чистоту чувств и ощущений. Поскольку, архитектура - это мир, в котором живёт человек, говорю «архитектура» не в смысле зданий или планировок улиц, а в смысле пространства, которое окружает нас и которое мы впитываем в себя каждый день. Я считаю, природу прототипом всего что происходит, темпа, ритма, жизни. Ведь увеличивая города, уплотняя место и время, мы тем самым совершаем насилие над ней. Там ведь всё размеренно и существует лишь потому, что закономерно.
Изучая её законы, прислушиваясь к ней, мы понимаем, что эти правила и законы не писаны, как это понимали и великие мастера Египта.
Может быть, если человека не постигать в тягости и не навязывать мнение, он сможет дойти проще до понимания вещей, до собирания своего естества, и он будет природен, гармоничен со своим внутренним миром и самим собой. Ведь эстетически оценивая то или иное произведение, человек, по моему мнению, сравнивает его с собой и со своим мироощущением в данный промежуток времени, и возникает определенное отношение его к натуре.
Египетская архитектура во многом сродни изобразительному искусству, своей орнаментальностью, но она особым образом распределяет и организует в пространство. Мы видим в тяжесть и сопротивление, преодоление, как некие силы, отраженные в зрительном образе здания приобретают символический характер. К этой "изобразительности по вертикали" присоединяются горизонт и объемный ритм, свет и тени и т. д.
Для Древне Египетских зодчих свойственно чутье ритмических отношений, что делает архитектора художником пространства.
Этот ритмический талант, в свою очередь, включает в себя целый ряд
оттенков и ступеней, которые не всегда в одинаковой мере присущи одному грамотному произведению.
Дело в том, что чутье ритма может относиться к плоскости, к кубической массе и к пространству. Первая ступень ритмического чутья проявляется, например, в декоративном членении и украшении фасада, в контрастах света и тени, в распределении пролетов - одним словом, в декоративной игре на плоскости. Более сложного ритмического дарования требует организация трехмерной массы и пространства. Здесь фантазия архитектора не сводится к расчленению тех плоскостей, которые ограничивают пространство здания, здесь концепции зодчего приходится считаться с контрастом между внутренним пространством и внешними массами здания. Еще одна ступень ритмического чутья проявляется в организации нескольких пространств,
в ансамбле целого ряда зданий, когда в распоряжении архитектора оказывается тройной контраст элементов - внутреннее пространство, кубическая масса и наружное пространство.
По моему мнению, это, пожалуй, самый сложный процесс. Именно здесь становится понятен уровень зодчего, в способности воспринимать и формовать пространство и проявляется главное своеобразие эстетики архитектуры Египта, столь отличной от архитектуры других стран.

Современный человек, воспитанный в быстрой смене впечатлений, усвоивший себе мимолетное восприятие натуры в жизни, привык в своей оценке действительности полагаться исключительно на оптический критерий, собственный взгляд. С таким же оптическим критерием он подходит обычно и к эстетическому восприятию и Египетской архитектуры. Свое впечатление от произведения он считает исчерпанным, если ему удалось зафиксировать в памяти один из наружных обликов здания (чаще всего фасада); иногда к этому присоединяется еще несколько видов или деталей внутреннего пространства. А между тем, египетская архитектура, как и архитектура в целом, обращается не к одним только органам зрения, а ко всей совокупности чувственного и духовного восприятия человека. Одного зрительного восприятия недостаточно для оценки уже потому, что мы не можем одним взором, с одной точки зрения окинуть все здание. Если мы смотрим на здание снаружи, мы можем видеть полностью только одну его сторону, если смотрим с угла- две стороны в сильном сокращении. Более широкий охват пространства доступен взгляду внутри здания, когда с одной точки зрения можно увидеть зараз несколько стен и потолок или пол. Но и внутреннее пространство здания мы способны воспринимать только в виде отдельных, частичных картин. Таким образом, мы можем получить полное, исчерпывающее эстетическое представление о всем объекте, если наше впечатление от здания составляется не только из разрозненных, фрагментарных оптических аспектов. Обращаться не к одним только зрительным ощущениям, но и к осязанию, и даже к слуху зрителя. Рука незаметно прикасается к орнаментальной стене, аккуратно ощупывает огромную колонну. Тактильные и моторные ощущения играют очень важную роль в эстетическом восприятии архитектуры, в том своеобразном настроении, в которое нас повергает архитектурное пространство. Шаги по песчаному полу и плитам храма помогают торжественному настроению, настраивают на осторожную, церемониальную походку. Сознание тяжести стен, высоты колонн, движения света оказывает воздействие на все тело и вызывает в особые ощущения именно этого пространства и объема. Полное восприятие памятников Древнего Египта возможно только в непрерывном движении, в последовательном перемещении в пространстве: мы приближаемся к сооружению по дороге, по ступеням, обходим его кругом, проникаем внутрь, двигаемся по его главным осям, блуждая в лесу колонн.
Наше эстетическое восприятие архитектуры происходит не только в пространстве, но и во времени. Чтобы охватить произведение объект во всей полноте его массы мы должны потратить определенное время. Но понятие времени в Египетской архитектуре имеет еще и другой, более глубокий и сакральный смысл. При движении следует понимать не только перемещение человека в архитектуре, но и весь ритм жизни, наполняющий когда-то эту величественную архитектуру. Чтобы оценить органический характер здания, недостаточно его видеть пустым, покинутым людьми, взойти по ступеням барочной лестницы, надо ее вообразить себе наполненной пестрой толпой. Более чем какое-либо другое искусство, архитектура требует, чтобы ее переживали в условиях ее назначения.

Одним из важнейших элементов любого египетского храма является колонна (колоннада). В египетской каменной колонне особенно выражена связь с природой, с прообразом растительного мира. Пожалуй, колонны – для меня самое интересное в храмах Египта, так как именно они формируют пространство всего комплекса. Фантазия египетских была зодчих неисчерпаема в изобретении новых видов капителей, но почти все они восходят к растительным первоисточникам: голубой и белый лотос, папирус и пальма, которые так часто встречаются и в изображениях на стенах, на древних папирусах. Мне особенно нравятся колонны в Карнакском комплексе в гипостильном зале. В репертуаре египетских капителей я реже заметила стилизацию распустившегося цветка - гораздо охотнее фантазия египетского архитектора оперирует или мотивами бутона, или же целыми пучками связанных стеблей. Египтяне воображали свои колонны именно в виде огромных растений, на чашечки цветов которых опираются балки; другие же объясняют египетские колонны как каменные опоры, которые только украшены стилизованными мотивами стеблей и цветов. В представлении египтян колонна олицетворяла собой действительное растение (подобно тому как пол храма мыслился египтянину в виде разлива Нила, а потолок - в виде звездного неба). Возможно, достаточно скудная растительность наводила древних зодчих на мысль храма, во всех смыслах «вырастающего» из земли, и колонна- была именно тем ростком.
Задача египетской колонны была не столько поддерживать, нести, сколько давать ограду, показывать путь, образовывать лес, нескончаемую чащу, со всех сторон окружающую паломника. Мне кажется, что пропорции, масштаб и соотношение колонн со стоящими вертикально людьми в храме могло достаточно сильно читаться, визуально можно было представлять ритм людей и колонн, как ритмы разного масштаба в единой системе.
Задача египетской колонны в гораздо большей степени декоративна, чем конструктивна. Этим объясняется и ее своеобразное, расчленение. В египетской колонне часто господствует горизонтальное деление, символизирующее движение вокруг колонны вместе с процессией богомольцев. Очень часто плинт, служащий связующим звеном между колонной и балками, имеет высокую и узкую форму (уже, чем капитель) - поэтому его не видно снизу и кажется, что балки не опираются всей своей тяжестью на колонны, а как бы витают в воздухе. Создавая ощущение легкости всего храма.

...
...
...

По моему мнению, ни одна цивилизация не оставила после себя так много великолепных памятников архитектуры, скульптуры, живописи, как Египет. Несомненно, изучая традиции этой страны, мы повышаем свой уровень эстетического восприятия всей архитектуры. В современном мире очень редко можно встретить действительно прекрасные произведения, и талантливых и грамотных архитекторов. А ведь, ни одна профессия не является столь значимой. Да называется она соответственно - "творение", создание. И именно тут так важно проследить связь, которая создаст идеальное строение, где форма отвечает качеству.
А погоне за «яркостью и броскостью», мы часто забываем о том, что именно хотели сделать и показать.
Может, мы недостаточно профессиональны? Но в нашем индустриальном обществе необходимо привлекать внимание. Индустриальная цивилизация наступает и несет с собой ощущение огромных возможностей человека, веру в его способности преобразовывать окружающий мир, произвести поистине революционные сдвиги во всех сферах общественной жизни.
Страшно видеть проекты без формы, без сути, ничего не отражающие. В этот момент я чувствую пустоту и понимаю, как сложно талантливому человеку не затеряться в этом «цирке» буйных красок.
Раньше мастер не боялся оставить свое имя на воплощении своих идей.
Умение мыслить, принимать решения, творить и отвечать своими творениями на вопросы общества - вот деятельность, возложенная на нас, архитекторов, людьми. И наша обязанность быть мастерами в своем деле, творить, защищать и оберегать красоту в хрупком мире!
Тут нельзя ошибаться. Простыми средствами мы создаем среду нам, нашим детям на многие годы вперед. Как когда-то мастера древнеегипетского зодчества создавали среду для своей цивилизации, а создали эту среду на многие тысячелетия. До сих пор мы можем любоваться их произведениями.
Я надеюсь, что разрушительная тенденция безграмотного арабского народа вскоре пройдет. Мы не увидим уже разрушенных и испорченных памятников Египта, но мне бы очень хотелось, что бы будущие поколения знали и видели хотя бы часть той громадной и величественной цивилизации на реке Нил, так долго называющейся Египтом и одним из чудес света.

Комментарии:
NUTTY ROO
23:09 19-06-2007
ща распечатаю...завтра в метро буду наслаждаться
пасиба!!!!!!!
fansykat
23:13 19-06-2007
покраснела и спряталась за шкаф (это все от скромности)