"Начнем с того, что, благодаря не себе, а Богу, он всё-таки может любоваться собой. Он собой доволен. Довольство это проникает в самое смирение. Даже на исповеди мы, христиане, можем видеть себя «вполне правильными». Вот что пишет Грэм Грин в «Силе и славе»: Священник исповедует немолодую женщину. «Вспомните ваши настоящие грехи,» — говорит он. — «Но я хорошая женщина, отец,» — удивленно ответила она. «Тогда что же вы делаете здесь? Меня ждут дурные люди, — сказал он. — Любите вы кого-нибудь, кроме себя?» «Я люблю Бога,» — надменно сказала она. Он быстро взглянул на нее и в слабом свете стоявшей на полу свечи увидел суровые черные глаза под черной шалью. Еще одна из набожных ... как он сам. «Откуда вы знаете? — спросил он. — Любовь к Богу такая же, как любовь к человеку..., ребенку. Когда кого-нибудь любишь, хочешь быть с ним, поближе». Он безнадежно махнул рукой: «Хочешь защитить его от себя».
Наши добрые дела, наша набожность, наши духовные достижения опасны тем, что помогают нам составить такое представление о самих себе, которое нас удовлетворит."
Саймон Тагуэлл
БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ
Самодовольство, самодостаточность одной природы с гордыней и закрывают человека от Бога надежнее многих других грехов, "цементируют" человека, который уверен, что у него все хорошо и он сам хороший. Дьявол любит таких хороших людей потому что там, где плохие люди еще дергаются, сопротивляются, самодовольные хорошие тихо и мирно идут ко дну.