Tajutka
02:42 17-08-2007 Музыкальная грамотность
Во времена моего обучения в школе обязательным предметом, который преподавался с первого по седьмой класс было "Пение" (у некоторых возможно назывался "Музыка"). Сосредоточенно пыталась вспомнить, чему же именно нас там учили и что из этого, как-то осталось в моей голове до сих пор. Как оказалось, ничего кроме имен композиторов типа Римского-Корсакова.
Вот скажите, научились ли вы чему-то на школьных уроках "Пения" или "Музыки"? Если да, то чему?

отредактировано: 17-08-2007 02:43 - Tajutka

Открытое голосование (не ограничено по времени и количеству проголосовавших)
Учат ли в школе музыке?
• Нет
17
73.91%
• Да
6
26.09%
Всего проголосовало: 23.
Заведено: 17-08-2007 02:43
Отредактировано: 17-08-2007 02:43
Комментарии:
Ромашка
05:19 17-08-2007
я узнала, чем первый голос отличается от второго и до сих пор помню мотив и слова "ка-алинка! кал-и-инка-а. калинка моя!" и почти до конца песни
Wildberry
07:56 17-08-2007
Меня научили тому, что некоторые ученики могут быть настолько упорными и увлеченными (а некоторые учителя настолько продвинутыми), что будут сами вести уроки музыки, знакомя нас с творчеством современных рок-групп и прочая. Классическую программу не помню вообще, а вот эти самопальные уроки - очень даже.
Водный Плясун
07:59 17-08-2007
Однозначно нет. Ибо музыка не явлется наукой. Это сугубо личное, как и мораль тоже. И не кто не имеет права насаживать свои мысли каму то другому, посредством системы образования.

У нас вел урок молодой учитель музыкант. Все что я помню от этих уроков это как мы над ним стебали. Еще пожалуй несколько имен.
Samum
08:14 17-08-2007
Послушал орган.... и заболел электронной музыкой...
Kurt
10:25 17-08-2007
у нас вообще на уроках мы просто пели. и всё. ничего не объясняли.
а. соврал. ещё ноты рассказали)) ну.. что их семь и как они звучат\пишутся\произносятся))
Martin Riggs
10:49 17-08-2007
Есть специальные школы для музыки. В общей - не учат.

Frodo это наука, причем пострашнее любой алгебры. Перелистайте на ночь глядя любой учебник гармонии (не гармонии, которая инструмент типа "гармошка", а музыкальной науки)
Йенна
10:59 17-08-2007
помню песню про крылатые качели почти наизусть
еще привили нелюбовь к классике почти на все время учебы - качество платинок было наисквернейшее
ленивец ёж
11:47 17-08-2007
хых! был момент, когда у нас, почти год, небыло преподавателя по этому предмету (кст. он у нас постоянно переименовывался, то в "Музыку", то в "Пение" )... чтобы не оставлять детишек музыкально безграмотными, под конец этого года нам дали в преподаватели... военрука!!! нам пришлось выучить какой-то стих Шевченко, положенный на музыку и в стихотворной форме ему сдавать

а еще, классе в третьем, у нас было задание, сделать сценку из какого-нить музыкального произведения... т.е. не показать сценку, а сделать своими руками - бралась обувная коробка и в ней создавалась сценка из всех подручных материалов
мы с маманей сотворили цену из лебединого озера... да и короб был не обувной, а здоровый - самоклеенный... башню и лебедя-девицу рисовали и вырезали из ватмана, камыши были из каких-то засушенных трав, а озеро из зеркала! жаль что тогда не было той доступности фотографирования как сейчас мне до сих пор кажется, что у нас ооочень красиво получилось... да и короб еще долго стоял в каинете, как образец... не заню, как долго, т.к. ушла в другую школу
Эль
13:40 17-08-2007
А я в Лицее искусств учился - "специальной школе для музыки".
Так что многому научился, но многое, увы, уже позабыл.
Шельмочка
14:33 17-08-2007
А мы пели.
Я теперь помню кучу песен военных лет и фсе такое ))))))
Водный Плясун
14:40 17-08-2007
Martin Riggs
Искуство это не наука. Мое личное мнение
Martin Riggs
15:06 17-08-2007
Frodo я понимаю.

Это гармония, которую можно проверить алгеброй, вывести закономерности, определить общие законы и согласовать общие термины и обозначения. Поэтому - наука.

Искусство без науки все равно, что практика без теории. Все "крутые" музыканты учили теорию, как проклятые, и это правильно.

Можно творить из алгебры гармонию, но это бесперспективно. Это касается не только музыкантов, но и художников, писателей (журналистов), актеров, программистов...
Водный Плясун
15:20 17-08-2007
Martin Riggs
Если ты считаешь что музыку можно разложить на какието формулы и закономерности, мне тебя искренне жаль (
Tajutka
15:32 17-08-2007
Martin Riggs, Frodo, как насчет понятия "музыкальный язык"? Для меня лично этот термин все расставил по своим местам. Становится совершенно понятно, что человек может язык понммать или писать на нем и говорить. Может писать на уровене "мама мыла раму", а может как Лев Толстой. Аналогии с музыкой очень удачные получаются.
И тогда встает вопрос, можно ли учить музыке? Можно - как и другим языкам. И как русской и зарубежной литературе. И "насаждение своих мыслей" здесь ни при чем.
Водный Плясун
15:40 17-08-2007
Tajutka
Грамотно оперировать словами и понятиями, а так же знать их значения, может называться наукой. Другое дело сочинять музыку, или же субьективно-эмоционально, насаживать свое мнение относительно ее.
Martin Riggs
15:48 17-08-2007
Frodo камрад, не обижайся, но мне кажется, что посредством этого "искренне жаль" ты переходишь на личности. Не надо

Тебе что, надо показать закономерности, из которых складывается любое музыкальное произведение? Просто поверь, что это факт, вот и всё. Tajutka права - у музыки есть свой язык, и его надо знать. Все эти закорючечки, которые "тон, тон, полутон" - это язык музыки, очень логичный и определенный, как законы алгебры.

Tajutka весьма здравое суждение, согласен. В школе языки учат на начальном уровне. Кому надо - начнет учить "как полагается".

Но кто где какие "мысли насаждал" - непонятно
Водный Плясун
16:08 17-08-2007
Martin Riggs
Факты складываются из докозательств. Требую докозательств
Martin Riggs
16:32 17-08-2007
Самое простое: музыка складывается из нот. Между нотами есть определенный интервал (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Вот уже одна незыблемость, на которой покоится алгебраичность музыки.

Гармоничность определяется созвучиями двух, трех и более одновременно звучащих нот. Художники смешивают краски, а музыканты - ноты. Так вот, эти созвучия (а раз нот в аккорде, как правило, три, то и название им дано особое - трезвучия) называются аккордами. Втоаря незыблемость.

Мелодия получается тогда, когда ты извлекаешь из музыкального инструмента (например, из гитары) эти трезвучия, которые расположены на очень строго определенных растояних друг от друга. Расстояния эти называются "полутона". Третья незыблемость. Четвертая: два полутона образуют один тон.

Дальше начинается алгебра. То есть, подсчеты.

Мне лично удобнее считать расстояния между аккордами и нотами по полутонам, другие предпочитают тона с половинами...

Например, общеизвестная последовательность аккордов, которые мы назваем "блатными" (ля минор, ре минор, ми мажор), расшифровывается так: расстояние между аккордами ля минор и ре минор равно пяти полутонам. В другом чтении, пять полутонов - это два тона с половиной.

А расстояние между аккордами ре минор и ми мажор равно двум полутонам.

А расстояние между аккордами ми мажор и ля минор - пять полутонов. Как и между ля минор и ре минор, между прочим. 5-2-5. Система? Система. Строгая? Очень.

Но это если "идти" в сторону повышения по нотной линейке. Если "идти" обратно, то между аккордами ля минор и ре минор получается 12 полутонов. Еще не запутался?

Изменишь эти расстояния между аккордами "от балды", и мелодия нарушится. Еще одна незыблемость, на которой покоится алгебраичность музыки.

На гитаре расстояние между нижней нотой, которая звучит, когда дергаешь неприжатую струну, и между нотой, которую извлекаешь, зажимая струну на 12-ом ладу - 12 полутонов. На первой струне, например, нулевой считается нота ми. На 12-ом ладу первой струны тоже нота ми, но уже звучащая на октаву выше.

На второй струне нулевой считается нота си. На 12-ом ладу второй струны тоже нота си, но уже звучащая на октаву выше.

На третьей струне нулевой считается нота соль. На 12-ом ладу третьей струны будет нота соль (видишь систему?), но уже звучащая на октаву выше.

Предположишь, что это случайные числа, совпадения?
Водный Плясун
17:06 17-08-2007
>>Еще не запутался?

Запутался

Помимо нот существуют еще и разные звуки. Ноты можно написать на бумаге, но от этого звучания не получится. Музыка на примую не дает ничего материального, только эмоции. А наука, как я понимаю, должна куда то применяться, в материальном плане.
Martin Riggs
17:28 17-08-2007
Не совсем. Наука - это сбор фактов и выведение/определение закономерностей.

Наука в музыке помогает находить наиболее гармоничные интервалы между нотами, и строить вообще всю мелодию. Можно петь, не зная нот Можно играть, не зная нот. Но зная ноты, можно петь и играть во много раз лучше, красивее и смелее.

Кстати, про материально: физическое воздействие музыки неоспоримо. Кроме того, что музыка развлекает, она может и разрушать.

Музыка - это череда звуков.

Звуки - это волны воздуха. Ты можешь "услышать" волну воздуха.

Стандартная нота ля первой октавы, на основании которой настраиваются практически все инструменты, это последствие звуковой волны, которая создается посредством колебания чего-то со скоростью 440 колебаний в секунду. 440 герц, то есть. Обычно ее воспроизводят камертоны - такие железные рогульки, которые звенят, если их о что-то легонько стукнуть.

Во времена Моцарта нота ля звучала на уровне 422 герц. В Лондоне с 1845 года - 455, во Франции в 1859 году - 435, а в наше время - 440... В США, в отличие от остального мира, нотой "Ля" считается звук с частотой 444 герц. Вообще безбашенные эти американцы...

Нота ля основной октавы - 440 гц. нота ля следующей - в 2 раза больше. И так далее. Это закономерность уже на уровне физики. Та еще наука...

Гм, увлекся.

В общем, о музыке. Для музыканта ноты, написанные на бумаге, это те же самые буквы алфавита для тебя. Ты сейчас читаешь буквы алфавита. Они сложены в слова по весьма строгим правилам Ты сможешь легко воспроизвести их, читая вслух.

Можно жить, не зная грамоты... Чувствуешь разницу?

Ноты с бумаги "звучат", если умеешь их читать и воспроизводить на музыкальных инструментах.
Водный Плясун
19:37 17-08-2007
>>Можно играть, не зная нот. Но зная ноты, можно петь и играть во много раз лучше, красивее и смелее.
Спорно. Каму как.

Вообщем тебя понял. Но для меня, музыка остается искуством. Я не считаю количество нот, интервалы между ними и прочие. Музыка она для души. Нравиться или нет. Вызывает чуства. Это в первую очередь творчество. И тут не при чем, все эти закономерности что ты описал.
Martin Riggs
19:52 17-08-2007
Frodo Ок.

Только не подумай, что для меня музыка - это строго отмеренные интервалы между звуками строго определенной высоты, а тех, кто так не считает, я тащу в замок и сажаю на цепь в подвал
Samum
23:07 19-08-2007
Из всех преподов, кстати, наиболее запомнился из начальной школы, этакий бравый дедок с аккордеоном. Он выпивал, и за это (как потом трудовик) был назван Папой Карлом. Часто заставлял нас петь и тянуть ноты, и всем говорил "НУ, тяни, ну давай ишо чуть-чуть....Эх, не вытянул... пишем альт-сопрано" :-)
Aquarius Moon
05:47 23-08-2007
Я помню, что в третьем классе нам на музыке включали колыбельную "Summertime" из оперы Гершвина "Порги и Бесс". Мне тогда запомнилось только показавшееся смешным название, а музыку я не восприняла абсолютно, услышала и полюбила Гершвина я только в подростковом возрасте.
elpis
12:23 23-08-2007
мы в младших классах пели на музыке всякие популярные детские мелодии типа "От улыбки" и т.п. А в старших классах мы в карты резались, принося и ставя свои кассеты на уроки