Я тут перечитал "Остров Крым" Аксёнова.
Перечитал, задумался.
Я его читал до этого всего один раз, был я тогда то ли в девятом, то ли в десятом классе - учительница литературы порекомендовала в списке "почитать на лето в рамках расширения стандартной школьной программы". Я - по своей природной лени - на такие вещи ведусь редко, но если уж ведусь, то обычно не жалею. Так было и с "Белыми Одеждами" Дудинцева (случайно выбранным из списка в несколько десятков позиций), так вот и с Аксёновым.
Только вот я только сейчас понял, что главной-то мысли книжки я тогда не осознал. Да, в принципе, не думаю что тогда это для меня было возможно.
Что там было тогда для меня? Альтернативная история. О, да. Это действительно было круто. В принципе это было первое моё знакомство с этим столь сильно любимым мною ныне жанром. Это, конечно, очень тогда захватило и порадовало - да вообщем и предопределило появление персонажа, чье имя сейчас служит мне никнеймом.
Ну еще - вполне себе местами детективный сюжет, как тогда казалось - со спецслужбами, заговорами и всё такое. Красивая, "буржуйская" сказка, с роскошными автомобилями и женщинами, плейбойскими приключениями главного героя и прочей "романтикой".
Да. Ну и вообщем все. Главной идеи я, судя по всему, просто не понял, как не понял и трагической развязки - я даже умудрился её забыть, и сейчас всю концовку читал почти как первый раз.
Мда.
А сейчас вот понял, как удивительно точно описывает книжка написанная в 70х (!) годах прошлого века то, что происходит у нас сейчас. Т.е. не просто "по-прежнему актуально" - а вот как раз "актуально именно сейчас": если забыть, что это Аксёнов, то создается ощущение что книжка-то написана кем-то из наших современников, вот совсем недавно, в последние года два, а альтернативно-исторический контекст - ну, приём такой, сатирический типа.
Ну вот действительно, не знаю как кому, а мне вот аксёновские крымчане один-в-один напоминают очень многих моих сверстников - молодежь, родившуюся в 80х. Тех, среди которых столь модно нынче патриотически горевать о навсегда потерянной сказке СССР, при этом ни разу в нём ни живя. Тех, кто с этой страной в основном знаком лишь по советским фильмам да песням, а в реале в лучшем случае заставших хвостик горбачевских времен. Тех, кто восторженно ностальгирует по "автоматам с газировкой и граненым стаканчиком, который никто оттуда не воровал" и умно рассуждает о безграничных возможностях для творчества и самореализации.. Ну короче тех, о ком я писал, к примеру, вот
тут полтора года назад. И сдается мне, что за полтора года этот вот ностальгический патриотизм стал весьма модной темой в кругах нынешних "политически активных".
Действительно, как легко нынче презрительно осуждать "променявших Великую Державу на сорок сортов колбасы", да ехидно прикалываться про "кровавую гебню" - живя во вполне себе свободной стране со вполне себе неплохим уровнем жизни. Один в один, как скромные аксёновские крымские предприниматели, мечтающие слиться в экстазе с великим северным соседом:
— О-хо-хо, господин Меркатор, — вздыхал вконец расстроенный болтовней лавочника Марлен Михайлович. — Вы хотя бы понимаете, что у нас социализм, что если мы объединимся, вы перестанете владеть своим прекрасным магазином?
— Яки! — радостно сияя, восклицал господин Меркатор. — Так я буду здесь менеджером, социалистическим директором, да?! Ведь не откажется же великий Советский Союз от моего опыта, от моих средиземноморских связей!
— Допустим, — уныло говорил Марлен Михайлович. — Однако у вас не будет здесь ни английского чая, ни итальянского прошютто, ни французских сыров, ни американских сигарет, ни шотландского виски, ни плодов киви, ни...
— Ха-ха-ха, — хохотал господин Меркатор. — Отмечаю у вас, Марлен Михайлович, склонность к черному юмору. Ха-ха-ха, это мне нравится!
Мда.
Ох уж эти идеалисты.
Как там это было?
"Знаешь, те, кем движет алчность, жажда власти, ущемленное самолюбие, — это еще полбеды, у них по крайней мере случаются угрызения совести. Но нет ничего страшнее ясноглазого идеалиста, решившего облагодетельствовать человечество: такой весь мир зальет кровью по колено и не поморщится."
Впрочем, это уже не Аксёнов, это куда более современный автор.
Состояние: задумчивое