"все более пугающая меня двусмысленность той "любви к Церкви" и к "Православию", что приводит всех этих людей в семинарию. Мы действительно любим разные религии, или, вернее, они любят в Православии квинтэссенцию... именно - религии, то есть обряда, типикона, священности во всех ее проявлениях. Тогда как я с годами именно в "религии" вижу главную опасность для веры. Вера в Бога и в Христа - с одной стороны, "в религию" - с другой: совершенно разные опыты; поэтому современное "возвращение к религии" так пугает меня..."
"Всегда то же самое: я люблю Православие, я не люблю, не могу любить Православной Церкви, торжествующих в ней номинализма, инерции. триумфализма, властолюбия, обожествления прошлого, псевдодуховности и бабьего благочестия"
о. Александр Шмеман, Дневники
Это писал православный священник, верный Богу и церкви. Поэтому он имел право об этом писать.
Церковь необходима, но религия должна знать свое место, это средство и среда для работы, для выражения веры, и никак не наоброт. Как только религия становится целью - она душит веру.
Соответственно те, для кого главное - религия и верность ей, при возможности душат тех, для кого главное - вера и верность Богу.