z_g
03:02 18-09-2007 Пишет православный священник
"все более пугающая меня двусмысленность той "любви к Церкви" и к "Православию", что приводит всех этих людей в семинарию. Мы действительно любим разные религии, или, вернее, они любят в Православии квинтэссенцию... именно - религии, то есть обряда, типикона, священности во всех ее проявлениях. Тогда как я с годами именно в "религии" вижу главную опасность для веры. Вера в Бога и в Христа - с одной стороны, "в религию" - с другой: совершенно разные опыты; поэтому современное "возвращение к религии" так пугает меня..."

"Всегда то же самое: я люблю Православие, я не люблю, не могу любить Православной Церкви, торжествующих в ней номинализма, инерции. триумфализма, властолюбия, обожествления прошлого, псевдодуховности и бабьего благочестия"
о. Александр Шмеман, Дневники

Это писал православный священник, верный Богу и церкви. Поэтому он имел право об этом писать.
Церковь необходима, но религия должна знать свое место, это средство и среда для работы, для выражения веры, и никак не наоброт. Как только религия становится целью - она душит веру.
Соответственно те, для кого главное - религия и верность ей, при возможности душат тех, для кого главное - вера и верность Богу.
Комментарии:
Sirin
09:11 18-09-2007
ой, не знаю. то есть по сути согласен, но тут тонкая грань, которую не перейти бы. Форма не должна быть дороже содержания, но эта форма не случайна тоже и не только человеческими усилиями создана.
Православие спасительно не только благодаря правильному вероучению, но и умению правильно славить Бога. Именно обряды наполняет собою Дух Святой, а не наши с тобой мудрствования, какими бы благочестивыми они не были.
z_g
09:35 18-09-2007
Sirin Рискну уточнить: Дух Святой наполняет не обряды, а души людей.
Вы верно написали: тонкая грань. Она между средством, таким как обряд, пусть даже самым замечательным, самым верным, и, собственно, служением Богу, которое без веры не возможно и которое никаким обрядом не заменишь, обряды, наполенные верой и пониманием, лишь одна из форм служения. Собственно, вера-то и требует служения Богу. Обряд, средство, для выражения веры в виде служения Богу, а не наоборот.
Sirin
17:49 18-09-2007
Обряд, средство, для выражения веры в виде служения Богу, а не наоборот. ой, нет. человеческого в обряде - капля, остальное - то, чем наполняет его Господь. Проблематично спастись, не учавствуя в церковных таинствах, сколько бы веры у вас там не было в душе. Именно во время обряда Дух Святой наполняет души людей. Богу-то как раз служения и обряды наши не нужны, они нам жизненно необходимы.
z_g
01:32 19-09-2007
Sirin В Библии ясно говорится, что без веры Богу угодить не возможно. Вера - это содержание, а обряд - форма. Форма важна, я согласен, и полностью согласен с тем, что обряды нужны нам сегодня, у Бога в них не будет необходимости. Собственно, пока я думал иначе, я не мог прийтив православие.
Однако я хочу выделить, что есть главное, что есть содержание, а что есть форма, что чему служит, и что в чью пользу можно изменить при необходимости.
Так вот веру и верность изменить нельзя, а обряды при необходимости - можно, и даже вовсе перенебречь. При необходимости.
Sirin
08:26 19-09-2007
z_g ну вот, видите, я с тобой (давай на ты?) спорю, и в результате ты приходишь к более точным формулировкам, не позволяющим уже сделать неправильных выводов :).
потому что вот с этим я уже согласен почти полностью: Так вот веру и верность изменить нельзя, а обряды при необходимости - можно, и даже вовсе перенебречь. При необходимости. - я бы только добавил - при крайней необходимости.
z_g
09:18 19-09-2007
Sirin что ж, спасибо :) Только это не переформулирование, а выводы.
Хм. С одной стороны хорошая беседа и служит в том числе целям более точного формулирования мыслей. А с другой первая фраза твоего коммента выглядит как "спасибо мне, любимому!" :)
Sirin
05:57 20-09-2007
z_g не, это не спасибо мне любимому, а попытка найти пользу и увидеть согласие за внешней дискусионностью наших с тобой взаимных комментариев. :)
z_g
06:03 20-09-2007
Sirin я пошутил. Конечно от хорошей разумной дискуссии, даже в случае невозможности общего мнения, много пользы.