66rus
12:42 15-10-2007
На рубеже ХХ1-го века по всему миру проводились сотни опросов. В ажиотаже смены календарных эпох людям хотелось определиться, выяснить, кто на них повлиял, кто их поразил, кто изменил их жизнь.
В опросе "Би-би-си" по номинации "Человек тысячелетия" первое место занял Махатма Ганди, второе - Леонардо да Винчи, третье - Иисус Христос.
Почему именно Ганди? В час наступления потребительской цивилизации, техногенного преображения мира, создания виртуальной реальности, где каждый устраивает свой космос по своим меркам и произволу, самой впечатляющей фигурой для миллионов потребителей радио и телевидения становится человек, проповедовавший личный труд, тишину и совершенную ахимсу (индуистский принцип не-деяния, понятый как отказ от причинения вреда всему живому). Казалось, Ганди во всем не совпадает с современным обывателем. Двадцатый век не знал персонажа, более чуждого рыночным ценностям, либеральной фразеологии и супермаркету.
В Ганди действительно не было ничего потустороннего или сверхъестественного. Он - личность вне сенсации, за ткань времен не прорывался, никому ничего не обещал, специально не учил, был скромен и предельно прост в обращении. Но ведь за что-то его стали называть Махатмой - Великая душа.
Физически удивительно легкий - Ганди весил всего 45 кг, человек на вершине влияния и славы совсем не имел собственности. В его жилище с земляным полом с почтением входили ведущие политики и деятели культуры Индии и Британии. Раз в неделю он устраивал для себя День молчания. Проповедовал вегетарианские диеты. Все свободное от политики и сочинения книг время работал на домашнем ткацком станке. И, главное, умел действовать на фоне тотальных мировых войн, демократии, фашизма, коммунизма и сопровождающих их полицейских сирен, не зарываясь во зло, не плодя ненависти и не оправдывая средствами цель.
Кроме него, никому ничего подобного не удавалось. В нем было "что-то твердое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была. Он обладал каким-то царственным величием", - свидетельствовал прославленный глава независимой Индии Джавахарлал Неру. "Наверное через несколько поколений люди не смогут даже поверить, что такой человек существовал реально, работал и жил среди нас", - говорил в 40-х годах Альберт Эйнштейн.

Однажды Ганди спросили: "Неужели Вы не убили бы кобру, если б она угрожала Вашим детям или жене?"
"Конечно нет", - отвечал он. "Я попытался бы как-то иначе разрешить ситуацию. Дал бы, например, жестом или движением понять змее, что ей нечего бояться, что ее любят не меньше, чем любят все живое. И уверяю вас, она скорее всего бы просто ушла".

Любовь?
К змее?
К людям?
К человечеству в целом? Если бы об этом рассуждал религиозный проповедник или гуру, отрастивший борьбу, скинувший сандалии и отправившийся бродягой по белу свету - понятно. Но так говорил политический деятель, национальный вождь индусского народа в борьбе против колониального владычества англичан.
Суть "ахимсы" - явления, соединяющего в себе правду, любовь и ненасилие Ганди познал еще в семье. С началом политической карьеры это понятие приобрело для Ганди очертания массового и мирного гражданского неповиновения. Но философия ненасилия не стала обычным отказом от насильственных методов борьбы с колонизаторами, она предполагала миротворчество, базирующееся на ценностях божественной справедливости, истины и любви. Для обозначения своей позиции Ганди использовал термин "сатьяграха", который в буквальном переводе означает "объятья правды".
Ганди всегда отрицал, что он формулирует особое и новое учение. Сам он полагал, что его мировоззрение выработалось под влиянием идей о непричинении вреда всему живому, наиболее последовательно разработанных в одной из индийских религий - джайнизме. В непротивлении злу насилием он признавал себя учеником Льва Толстого.
Сутью ненасильственного учения Махатмы стала обращение к человеку, выступающему оппонентом или даже врагом. Попытка встать на его точку зрения, понять часть его истины стало основой его учения о непротивлении злу. А правила и кодекс поведения, прописанные Ганди придавали его сторонникам уверенность в себе, способность держать инициативу в своих руках и отказываться от контрударов по оппонентам.

Правила поведения согласно Сатьяграхи следующие:

1. Будьте уверены в себе: не полагайтесь на тех, чью деятельность в рамках вашего движения вы не в состоянии контролировать.
2. Держите в руках свою инициативу даже тогда, когда вы ждете реакции оппонента, продолжите предпринимать активные конструктивные действия.
3. Постоянно ведите информационную пропаганду.
4. Сократите до минимума свои требования, но никогда не уступайте в главном.
5. Избегайте статичных ситуаций.
6. Всесторонне изучайте слабые стороны противника.
7. Никогда не отказывайтесь от поиска путей сотрудничества с оппонентами. Целью нашего наступления должен быть не оппонент, а стоящая перед вами проблема.

Кодекс поведения:

1. Откажитесь от контрударов по оппоненту.
2. Откажитесь от оскорбления.
3. Предупредите возможное физическое насилие над оппонентами - уважайте их доверие.
4. не сопротивляйтесь аресту и конфискации имущества. Придерживайтесь своих идеалов.
5. Оказавшись в заключении, ведите себя, как подобает истинному "сатьяграхи".
6. Подчиняйтесь указаниям выбранных лидеров. Если ваша совесть не позволяет вам подчиниться, сложите с себя полномочия. Если неудовлетворенность лидерами принимает всеобщий характер, они должны быть переизбраны.
7. Не ждите гарантий победы и безопасности. Данный метод не является беспроигрышным, сохраняйте мужество и уверенность в себе. Потерять уверенность в себе, значит, потерпеть поражение.

Ганди основал в Индии школу - ашрам, но никакой специальной проповеди там не вел.
В ашраме все было устроено удивительно просто: минимум удобств, необходимые общие принципы (ненасилие, правдивость, нестяжание, целомудрие, необладание, физический труд, контроль над вкусом, бесстрашие, равное почитание всех религий, свобода от неприкасаемости) и элементарные, принятые в каждой деревне индусские обряды.
Сам Ганди ткал, готовил вегетарианскую пищу, молчал, неспешно разговаривал, писал книги.
Ученики Махатмы также предпочитали не произносить лишних слов, а действовать. В частности, в рамках кампании по борьбе с дискриминацией неприкасаемых, они вместе с ним делали работу неприкасаемых: разгребали нечистоты, и многие индийцы, видя, чем занимается "отец нации" и его ближайшие сподвижники, стали совсем иначе относиться к вековым предрассудкам

музыка духа: RHCP под мостом
настроение: спокойное, задумчивое :)