Mikki Okkolo
12:51 14-11-2007 Посмотрел «12» Михалкова
В целом — очень сильный фильм. И особенно по сравнению с «12 разгневанными» Люмета.
Хотя, если честно, то сравнивать их не вполне корректно. Я понимаю, почему Михалков всячески открещивался от «римейка». По сути, общего у них лишь сюжетная канва, которая сама по себе — так, пирожок ни с чем. Линейная, предсказуемая и даже скучная история про то, как под давлением логики присяжные постепенно приходят к выводу о невиновности человека, которого они второпях чуть было не обрекли на обвинительный приговор.
У Люмета эта история и снята так же — линейно, предсказуемо и черно-бело. Повествование подчёркнуто лаконично, характеры лишь обозначены, и актёры больше проговаривают реплики, чем играют. Они обслуживают сюжет, не более. На первый план вынесена и всячески подчёркнута идея торжества логики и правосудия. Торжества над предрассудками, косностью мышления и равнодушием.
У Михалкова всё наоборот. Фильм держит прежде всего актёрской игрой — яркой, мощной, порой просто гениальной. А сюжет тут глубоко вторичен, он лишь повод для раскрытия характеров и блестяще написанных диа- и монологов.
Особенно заметна разница в сценах прямого цитирования. Например, эпизод с ножом. У Михалкова сцена построена предельно символично (даже чересчур. Погасший свет и птичка, имхо, перебор). И нож, и способ нанесения удара — лишь предлог для вулканического выплеска чувств и эмоций, что с одной, что с другой стороны.
У Люмета персонажи проделывают «эксперимент» деловито, сдержанно, сосредотачиваясь именно на том, чтобы понять, как можно нанести такой удар. Чистая технология. И опровержение затем следует столь же технологически отстранённое.
Охотно верю, что для своего времени это было прорывом, вехой и дьявольски прогрессивным событием. Типа как Декларация независимости, в которой некоторые тоже находят массу художественных достоинств.
Ну, бог с ним, с Люметом. На самом деле гораздо правомернее и интереснее сравнение «12-ти» с рязановским «Гаражом». То же единство места и действия, тот же пустяковый сам по себе сюжет, служащий лишь шампуром для нанизывания характеров и историй. Плюс плеяда столь же гениально сыгравших актёров. Плюс попытка через гротеск, аффект и гиперболичность образов донести какие-то мысли и проблемы, которые выходят далеко за рамки сюжетной линии. Какие-то проблемы (равнодушие и «я как все») являются неизменными и пребудут таковыми во веки веков (аминь). Какие-то лишь слегка видоизменились (вместо социального антагонизма национально-политический). Какие-то внове (и всё то вам «ха-ха», поколение весёлых и безжалостных пофигистов).
Хотя последний монолог в исполнении Ефремова меня не впечатлил. Возможно потому, что актёр он не в папу. В отличие от блистательного Гармаша, который меня просто потряс, от и до. Совершенно феерическая роль. Великолепно сыграл Газаров, не уронили звания небожителей Петренко и Гафт, создавшие минишедевры. Остальные на их фоне выглядели намного бледнее, хотя тоже каждый по-своему хорош.
В общем, это суперфильм года. Абсолютно убеждён.
Хотя, конечно, есть и минусы. Вся линия про трудное детство «чеченёнка» торчит кривым суком на теле фильма. Режиссёр словно то и дело спохватывается: ах, блин, про пацана то мы и забыли, нехорошо. Словно два фильма попытались слить в один. Они даже стилистически сильно отличаются. Нелепы и чужеродны карикатуры на Лесневского-сына и «демократа», похожего на Ковалёва. Ещё два гнилых сучка, вылезшие из личных комплексов Никиты Сергеича.
Ну а концовка, если за отсчёт взять момент, когда персонаж Михалкова «открывается» присутствующим — тоже фуфло, конечно. А по контрасту с предшествующей частью фильма так и вовсе дерьмо полное. Когда понимаешь этот ненавязчиво поданный композиционный замысел: как персонажи рассажены, как поставлен свет (делающий фактически зримым ореол божественной мудрости и прозорливости вокруг Михалкова) — становится неудобно, мягко говоря. Мало того, что абсолютно искусственно и фальшиво. По сути — кощунство. И свинство, когда понимаешь, кого он посадил на другой конец стола в качестве антипода, и без того карикатурного без меры.
PS Да, реальная концовка подобного судилища должна быть, опять же, как в «Гараже». Там, помните?, после общего решения об изгнании из кооператива «блатных», в финальных кадрах — ряд гаражей, и из одного выезжает «вычеркнутая» директор рынка.
Здесь же — состав присяжным признают неквалифицированным (или как там поступают в подобных случаях) и назначают новых, которые быстро выносят нужное заключение.
Комментарии:
Nau
13:08 14-11-2007
О любом фильме можно высказаться кратко, почти всегда - одним словом, благо русский язык позволяет...
Mikki Okkolo
13:23 14-11-2007
Nau не, будет много. Фильм того заслуживает.
Данила
14:41 14-11-2007
Mikki Okkolo, ждем. :)
mamMock
14:48 14-11-2007
можно ответить и кратко: да/нет
the_Dark_One
17:07 14-11-2007
нет
sebur
18:44 14-11-2007
Замечательный фильм.
Ромашка
20:10 14-11-2007
а концовка по контрасту с предшествующей частью фильма так и вовсе дерьмо полное - :agree: а конец, как и известно, делу венец..
[изображение]
z_g
02:22 15-11-2007
знающий народ утверждает, что вся "чеченская линия" - мертворожденная. Начиная от того, что чеченцы своих не бросают, брат-сват-седьмаяводанакиселе, но тейп подберет, так что никакого усыновления русским офицером чеченского пацана быть не могло.
Mikki Okkolo
13:57 15-11-2007
z_g да на самом деле это всё не имеет значения. Его мог хоть султан персидский усыновить. Но Михалкову было важно привнести "патриотическую" нотку, возвысить образ русского офицера. За уши притянутая идея, которую он благоплучно провалил.
Ромашка
15:14 15-11-2007
Mikki Okkolo За уши притянутая идея, которую он благоплучно провалил. - это провалил, то - провалил..так что осталось? прекрасная актерская игра? вот это не оспоришь..Это - да! а вот, В целом — очень сильный фильм - не получается..Поскольку целого просто нет..
the_Dark_One
15:22 15-11-2007
Ромашка
+1
Mikki Okkolo
15:46 15-11-2007
Ромашка актёрская игра, плюс диалоги -- это и есть этот фильм на 99%. Всё остальное -- мусор, шелуха, которую я лично почти и не заметил.

Зачем, любуясь видом Фудзи, смотреть на мусор у её подножия?
Ромашка
15:52 15-11-2007
Mikki Okkolo о вкусах не спорят) я заметила все - и прекрасную актерскую игру и мусор с шелухой...Кстати, в оригинале действительно нет столь блестящей игры, но мусора с шелухой тоже нет, потому оригинал и вошел в классику американского кино, этому же фильму сия участь явно не грозит..Максимум, снимая фильм о творчестве одного из актеров, будут вставлять куски из этого фильма.
Mikki Okkolo
15:55 15-11-2007
Ромашка лет через 30 посмотрим :)
Ромашка
16:01 15-11-2007
Mikki Okkolo значительно раньше мы узнаем получит Михалков Оскара или нет))
Данила
16:05 15-11-2007
прекрасная игра некоторых актеров.
монолог гармаша мне тоже понравился, а вот в остальном он вел себя достаточно фальшиво. играть весь фильм истерику- это не показатель мастерства.
огромное количество мусора в фильме, мне кажется, сильно ему вредит- и шприц и лифчик и многое другое- абсолютно бесполезные детали.
об игре актеров- да, многие сыграли свои монологи блестяще, но взаимодействие между ними по большей части было очень надуманным и неестественным. а это тоже часть актерского мастерства. это как некоторые ювелирные изделия- набор дорогущих камней в паршивой оправе- в результате получается вещь, которая оставляет сожаление о потраченном на нее материале. имхо, конечно.
зы
петренко- неподражаем.
Данила
16:13 15-11-2007
Mikki Okkolo Зачем, любуясь видом Фудзи, смотреть на мусор у её подножия?
:no:
в данном случае мусор привнес сам творец- сознательно.
скажем, вряд ли мона лизе пошли бы пышные бакенбарды. :)
Mikki Okkolo
16:19 15-11-2007
Преданный мне не показалось это истерикой. Просто темпераментный мужик, привыкший, к тому же, брать горлом.
шприц и лифчик и многое другое- абсолютно бесполезные детали. -- согласен. Но я даже и не вспомнил вот про них. Настолько для меня это оказалось несущественным.

это тоже часть актерского мастерства -- на 90 процентов это забота режиссёра.
Данила
16:30 15-11-2007
Mikki Okkolo, вспомни эпизод с продюссером- разве стал бы бомбила так вести себя? рассказывать историю про панду... не верю!!! :)
про бакенбарды я уже написал.
что касается заботы режиссера- да, отчасти ты прав. но с другой стороны- хороший актер не имеет права жить в изолированном пространстве- это фальшиво.
не пойми меня превратно- фильм достойный обсуждения, как минимум, ну а дальше уже, наверное, дело вкуса...
Mikki Okkolo
16:57 15-11-2007
Преданный эпизод с продюссером -- это где он его в кресле катает? Да, мне тоже неубедительно показалось. Согласен. (но я и про него совсем забыл :) )

Мне вообще кажется, что здесь многое (и лучшее) получилось благодаря таланту Михалкова-художника, в порыве бессознательного вдохновения.
А все эти бакенбарды -- то, что сознательно пытался втиснуть Михалков-конъюнктурщик, политик.
Мне на ум постоянно приходит сравнение с Лукьяненко. В книгах он умный и добрый, а в дневнике (читай "в жизни") недалёкий и часто озлобленный.

Наверное, если начать прицельно выискивать в фильме недостатки и просчёты, то их, наверняка, можно гораздо больше нарыть.
Но я в таких случаях больше доверяю своему эмоциональному восприятию. А оно мне, несмотря ни на что, говорит, что фильм великолепен.
Ромашка
17:15 15-11-2007
Mikki Okkolo но я и про него совсем забыл :) - милый, да что с тобой! конечно, с такой памятью просто замечательный фильм, особенно если под него еще и выспаться удалось :D
Mikki Okkolo
17:23 15-11-2007
Ромашка у моей жены память гораздо лучше, но ей тоже очень понравилось. :)

На самом деле дело вовсе не в памяти, а в величии Фудзи и ничтожности мусора.
Бывают случаи, когда мелочи не дают покоя и портят общую картину. Здесь для меня они вообще не имеют значения. Слишком ничтожны по сравнению с.
the_Dark_One
20:11 15-11-2007
Преданный
+1