15:33 22-11-2007 Дети
Многоу мный мысли
Боюсь показаться самонадеянным, но мне кажется, что взрослые очень часто серьёзно ошибаются, полагая, будто понимают детей. Т.е. они могут совершенно верно оценивать и даже понимать проблемы и желания детей, но всё равно неизбежно преломляют это понимание сквозь призму своих взрослых оценок и выводов. Они видят стадию процесса, хорошо зная о том, что ей предшествовало, и, главное, что последует потом и как изменится. Они знают, что все дети вырастают и меняют свою систему ценностей и приоритетов. Они говорят, «да, конечно, малышу так важна эта игрушка, он же ЕЩЁ маленький». Они не могут выйти из своей системы координат, тогда как дети существуют в другой и слово «ещё» для них практически абстракция.
Мир ребёнка мало того, что сугубо эгоцентричен, он ещё и практически лишён привычных для нас представлений о будущем и прошлом. Ребёнок живёт здесь и сейчас. Кончено, он имеет гораздо более сложные представления о времени, чем какие-нибудь первобытные жители Амазонии, в языке которых попросту отсутствуют формы будущего времени. Но представляя себе течение времени (было «вчера», а потом будет «завтра», а потом «через неделю», «после каникул») они плохо представляют себе изменение вращающегося вокруг них мира (который может меняться лишь незначительно, в деталях, на уровне одежды или мебели в квартире) и совершенно не представляют своё собственное изменение, столь очевидное взрослым. «Через 20 лет, когда я стану усатым дядей-космонавтом и полечу на Марс » — я всё равно останусь тем, кто я есть — сейчас и здесь.
Именно поэтому так важна ребёнку эта игрушка, потому что она «здесь и сейчас», а не потому, что он «ещё маленький». Это вы, взрослые, «большие». А я — нормальный. Более того, я совершенен и гармоничен с принадлежащим мне миром. И потому пустяк, который будет совершенно забыт через пару дней, может стать подлинной трагедий «здесь и сейчас». А найденный на дороге кусочек цветного стекла — величайшим сокровищем во Вселенной.
И поэтому дети столь невосприимчивы к воспитанию, основанному на взрослых понятиях: «вот вырастешь…», «тебе это пригодится в будущем», «у тебя совершенно нет времени…» и т.п.
Если дети соглашаются, или сами вдруг начинают рассуждать о подобных вещах — это из желания понравиться взрослым, или просто из потребности подражания.
Дети, всерьез озабоченные проблемами, как жить и как выжить, озабоченные БУДУЩИМ — да простится мне этот цинизм, — это «неправильные» дети. Дети, которых жизнь и взрослые заставили повзрослеть слишком рано.
Мне так кажется…:)
PS И ещё одна сторона проблемы. Вплоть до Нового времени (эпоха Просвещения и наполеоновская встряска Европы) взрослые вообще не видели в детях что-то особенное, отличное от них. Дети были просто «маленькими взрослыми», вроде карликов. В лучшем случае — «будущими взрослыми». В средневековой Европе не было специальной детской одежды, детских игрушек, детских учебных заведений (насчёт последнего могу наврать). Понятию о детях, как о существах, требующих к себе иного отношения — каких-то пара сотне лет. Немногим больше, чем мысли о женщине как равноправном существе. Надо ли показывать пальцем на тем страны и сферы жизни. где последняя мысль так и осталась уделом теории? При этом мысль о том, что дети — другие, далеко не так очевидна.
PPS И потому так сложен подростковый возраст: мир стремительно расширяется, при этом он ломается и дробится, теряя свою стабильность, эгоцентричность и проявляя свою ужасную сущность — полнейшего равнодушия к данной конкретной личности. Ребёнок теряется в нём, как он терялся и впадал в панику, когда мама впервые оставила его в чужом месте среди чужих людей. А самое ужасное — что и сам ребёнок очевидным образом начинает меняться, словно мутант-оборотень. В нём пытаются ужиться два существа-антагониста. И всё это происходит здесь и сейчас.
Комментарии: