Эта тема занимает меня ещё со студенческих времён. Загадка, которая не даётся как клад.
Снова разбудили меня темы у
Арины (дневник не всем открыт) и у
z_g
Снова долго думал, формулировал, но до конца опять так и не допёк. В общем, если кто не боится несварения, угощайтесь :)
(много буков)
Этот феномен — возникновение и деятельность русской интеллигенции в конце 19/начале 20 веков, это до сих пор во многом загадка. Насколько знаю, в Европе не было такого.
Во многом это результат трансформации идеи служения. Раньше это было служение царю и отечеству — прерогатива по большей части дворянская. Честь, долг и всё такое. Некие, безусловно благородные идеалы, вместе с тем, сочетались с отношением к "мужику" как хаму и быдлу. В этой системе нравственных императивов не было места этому "мужику", который затем породил разночинцев, а через них — интеллигенцию.
И вдруг, во многом благодаря революционным идеям, всем этим "землям и волям", формируется и крепнет идея служения народу. Не абстрактному "народу", а конкретном мужику, крестьянину. При этом к альтруизму (или "разумному эгоизму" по Чернышевскому) примешивается чувство вины перед этим самым «мужиком», который «сеятель и кормилец», отец-прародитель и одновременно — персонификация «матери-земли». И этот мужик, народ, несправедливо угнетён.
Вообще тема справедливости, точнее нетерпимости к проявлению несправедливости — важнейшая в генезисе русской интеллигенции.
Кстати пришлась и теория «малых дел», дававшая ответ на извечное горестное «а что я могу поделать?!».
Ну и образование, которое позволяло не только набраться всех этих идей, но и, развивая человека интеллектуально, позволяло ему эти идеи осмыслить и принять их для себя в качестве убеждений. Собственных убеждений.
А привитое, опять же, образованием, критическое мышление, привычка не принимать ничего слепо на веру, трансформируется в интеллигентскую рефлексию. Т.е. привычку оценивать и сопоставлять свои поступки и слова со своими убеждениями. Доискиваться до причин поступков неправильных и находить способы преодоления этих причин. Пытаться эти поступки исправлять.
Т.е. основные компоненты возникновения русского интеллигента как носителя нравственного начала:
— революционные идеи переустройства мира, построения более справедливого общества
— чувство вины (можно заменить на обострённое чувство справедливости или попросту совесть).
— идея служения как смысла жизни
— теории «малых дел» и «разумного эгоизма» (позднее Ганди выразил это фразой «Мир начинается с меня»).
— система образования.
Исходя из этого, можно подумать, куда интеллигенция подевалась сегодня.
— Идеи справедливого переустройства мира, неизменно толкающие часть интеллигенции на путь революционной борьбы, в сознании масс успешно заменились китайско-столыпинскими афоризмами про перемены и потрясения. Причём, очень характерно, что это именно афоризмы, этакий интеллектуальный фаст-фуд, всегда готовый к употреблению, легко усвояемый и не напрягающий собственные мозги.
— Чувство вины… Хотя идеи о покаянии за прошлое всё время кружат где-то у поверхности, вина за всё плохое неизменно возлагается на внешние факторы (коммунистов, демократов, нынешних «врагов России»). Да и нет подходящего объекта, перед кем это чувство можно было бы испытать. Вот на западе нашли себе эмигрантов и всякие меньшинства и разбивают себе лбы в сладком самоуничижении перед ними. Это, конечно, другая крайность. Но у нас и такого нет (Чечня вызывает к жизни феномены типа Политковской или Ковалёва, но, во-первых, это капля в море, а во-вторых, не уверен, что только по этому параметру их можно причислить к современной интеллигенции).
С совестью у нас у всех всё в порядке. Атавизм’с.
— Идея служения. И раньше то она то и дело вырождалась в холопство, а уж сейчас… Допускаю, что кое-где её носителей можно встретить среди всяких бессребреников (учёных, учителей, военных, деятелей искусства).
— «Мир начинается с меня» — понимается в основном как «Мир существует для меня».
— Система образования.
Что тут сказать… Грустно, господа…
В общем, наверняка ещё есть люди, которых можно назвать подлинной интеллигенцией. Но о существовании её как распространённого феномена, думаю, можно забыть. Наверное, с тех пор, как она стала «прослойкой».
PS Или вообще никогда не было никакой "интеллигенции"? Её придумали Чехов с Бунинным?