Sirin
03:31 09-12-2007 Еще философии :)
Мише́ль Эйке́м де Монте́нь (1533—1592). В раннем детстве воспитывался по педагогической методе отца (мэра г. Бордо), говорившего с ним исключительно на латыни. Как и его земляк Монтескье, Монтень был юристом, как и Монтескье, продал свою должность и вышел в отставку, чтобы заниматься философией (тогда покупка и продажа должностей во Франции была в порядке вещей).
Тибор Фишер: Монтень - первый из великих компиляторов, которых мы знаем сегодня. Первый энциклопедист, взявший на себя труд обозреть дерзания человеческие. Он был первым, пропустившим сквозь себя все знания человечества, дабы понять, каковы те ответы, к которым будут возвращаться столетия спустя. Как взломать код и извлечь на свет саму структуру. Сидя посреди своей громадной библиотеки, где-то около 1560 года, он задался вопросом: «Что я знаю?» Его метод анализа: избрать вопрос, а затем нанизывать на него, как мясо на шампур, соображения, почерпнутые у лучших мыслителей и комментаторов, приправив все это собственными наблюдениями и опытом. Доктор База Данных. Следователь, допрашивающий историю и писания мужей ученых. И давший не один ответ, а все ответы разом. "Я прибавляю, но не исправляю".

"Опыты" Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением.

Ради чего мы с Вами сегодня потревожили очередного француза? Ну, во-первых, после книги Тибора Фишера "Философы с большой дороги" чем-то мне глянулись именно французские мыслители, во-вторых, как работник образования, я не мог пройти мимо одного из положений "Опытов" Монтеня:

цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером.

Снова, куда ни ткни в прошлое - видишь проблемы современности. Ничему не учимся, значит, господа. Ведь именно это сейчас пытаются сделать с нашим образованием, мы готовим специалистов - юристов, экономистов, программеров, цель воспитания человека вообще выдается за анахронизм тоталитарного общества, несовместимый с рыночной экономикой. Везде мол нужны профессионалы, а то что мы не философов готовим, а милиционеров - дословная цитата нашего ректора. Как говорит Википедия, отголоски идей Монтеня можно найти и в педагогических трактатах Амоса Коменского и Локка, и в "Эмиле" Руссо, и даже в знаменитой статье Пирогова "Вопросы жизни", но только, к сожалению, не в нашей системе образования.

[изображение]
Комментарии:
Ra_au
06:25 09-12-2007
Спасибо за "философские" посты - интересно и познавательно.

По поводу воспитания - согласна с тобой и с Монтенем, по поводу образования - где-то понимаю и твоего ректора тоже. Я не о том, что милиционерам не нужна философия, нет. Я, кстати, с большой теплотой и благодарностью вспоминаю некоторых своих лекторов-гуманитариев из КГУ, а из нас ведь там тоже экономистов, а не философов готовили. Преподаватель истории Украины, которая сама по себе в 90-м году была весьма диковинным предметом - просто открыл глаза на многие вещи. А когда накануне Прощеного Воскресения он попросил у нас, студентов, прощения - у нас просто отпали челюсти. В этом был и элемент воспитания, да.

Да, так а в чем я понимаю вашего ректора - все же основаная воспитательная работа должна, наверное, быть проведена в школе. В вузах уже другая ситуация - вмещает, в общем и целом, уже только тот, кто может вместить. (Дисклаймер: взгляд бывшей студентки, но ни разу не препода.
Convallaria
08:58 09-12-2007
как говорила моя бабушка -- "Образование без воспитания -- ноль без палочки".
OkeaNik7
15:06 09-12-2007
первая серьезная книга, которую мне посоветовал мой отец, была как раз "Опыты" Монтеня. Мне было лет 14. С удовольствием прочла ее, потом неоднократно возвращалась к отдельным главам. Но вот представить себе, что сейчас ее с полки снимет и полистает мой 17-летний сын, не могу. Это просто нонсенс. Наверное, я плохая мать, что не смогла ему привить любовь к чтению.