Повод для рассуждений
тут. Поздравляю Васька с актёрской удачей. :)
После этого я решил прочесть
пьесу (она короткая).
Наверное, я не первый сравниваю Зилова с Веничкой Ерофеевым. Мне кажется, у них есть нечто очень важное, что их объединяет.
Прежде всего, это те заветные и несбыточные места (охота и Петушки), куда они так стремятся попасть. Это те Граали, обретение которых привнесёт в их жизнь искомые покой и умиротворение. Это земное обиталище счастья.
Но не меньший, чем стремление, и страх. Страх того, что реальные Петушки и реальная охота обманут ожидания. И ничего в их жизни толком не изменится. Это как места детства, которые лучше хранить в памяти, ибо вернёшься ты не в счастливые годы, а в серую и пыльную географическую точку. Веничка, конечно, натура более глубокая, острее чувствующая и цельная. Потому для него и не было особого выбора, продолжать эту жизнь или умереть (собственно, несбыточные, невозможные его Петушки, это и есть аллегория смерти, «лучшего мира»). А Зилов незауряден лишь на фоне своих абсолютно дюжинных товарищей. Чем то выделяются лишь Кузаков (искренностью своих чувств к Ирине) и официант (вот кто по-настоящему страшен). Зилов, безусловно, смел, предприимчив и даже авантюристичен (на фоне Саяпина), наверняка и более способный, чем он или Кушак. Он не злой, т.е. сознательно не желает зла окружающим, хотя и презирает их. Но он предельно эгоистичен и лишён способности к сопереживанию, отсюда все беды.
Жить лишь для себя, для удовлетворения лишь своих желаний — довольно сложно. Особенно в условиях крайне скудного набора доступных удовольствий и духовной неразвитости самого Зилова (по сути, только выпивка и женщины). Он не имеет возможностей не только для самореализации, но и даже для саморазвития (последние ограничения внутри него, в отличие от Венички, но сути это не меняет).
Хотя, с другой стороны, это вот отличие Зилова от Венички — очень важное, коренное. Веничку губит реальность, данная ему в ощущениях (и тем более губительная, чем острее он чувствует). Зилова тоже гнетёт и заедает среда, его ужасает мысль прожить жизнь так же как Саяпин, или, не дай бог, Кушак. В принципе, есть шанс избежать такой участи. Чудесная жена, интересное увлечение. Только он любит не их, а себя в них. И он их боится, боится отдать им себя, хотя бы частицу. Только эгоизм и душевная лень ведут его под ручки к стене с надписью «мой единственный друг, цирроз».
И нет у него силы воли (у Венички тоже нет, но это, скорее, от усталости), чтобы изменить эту жизнь. Или покончить с ней. И на охоту он тоже, скорее всего, так и не поедет. И будет вместо утренних туманов в нерождённой тишине вечное тухлое болото с незабудками.