Вообще это тема из серии "холивор". Что лучше, автомат или ручка? Некоторое время назад мне съели мозг в личном общении на эту тему. Интернет-баталий на тему я давно стараюсь избегать, в частности и из-за крайне низкого (в большинстве своём) технического знания предмета ярыми сторонниками "ручки".
Тут я был вынужден ответить на некоторое количество вопросов, из которых можно создать достаточно неплохой по объему F.A.Q.
Думаю некоторым этот текст будет всё же полезен.
Что за зверь - overdrive? Какой из режимов выбрать: драйв или овердрайв? Как определить количество передач в АКПП?
Оverdrive - это повышающая передача.Обозначается как OD, либо D, либо D в кружочке. Повышающую передачу рекомендуется использовать для размеренной, экономичной езды на магистрали. При выключеном овердрайве, в городских условиях постоянного режима стоп\старт, дерганной езды высшая передача попросту бывает не нужна. Принудительное её отключение помогает автомату меньше "тупить" и позволяет выкручивать двигатель на большие обороты, что полезно, к примеру, при резком обгоне.
В машинах японского производства четырёхступенчатую АКПП легко узнать по дополнительной кнопке наручке кпп, которая имеет маркировку OD\OFF, либо Hold (на приборной панели так же скорее всего есть такой значек). Если такой кнопки нет, то, скорее всего, АКПП трехскоростная без повышающей передачи. (Для блондинок. Частенька сама кнопка никак не подписана и располагается ниже той кнопки, которую вы нажимаете что бы переключить АКПП из положения P в положение D)
В европейских автомобилях рычаг выбора диапазона трехскоростных АКПП маркируется символами PRND21.(сверху вниз) Четырехскоростных – PRND3. Пятискоростных– PRND4 и так далее (такая же маркировка может быть и на других машинах)
В американских автомобилях о наличии четвертой (иногда пятой) повышающей передачи может говорить символ D в кружочке.
Количество передач в АКПП можно легко определить и на практике, глядя на тахометр во время разгона. Каждое переключение будет сопровождаться некоторым понижением оборотов двигателя.
Можно ли переключать рычаг АКПП на ходу?
Следует ли переводить рычаг АКПП в N или P при остановке у светофора?
Нужно ли использовать ручник на стоянке, если АКПП находится в положении P?
Переключать рычаг АКПП на ходу можно, иногда даже нужно, НО!!, но только не во все положения. При движении вперёд (положение D) переводить автомат в положения Р и R НЕЛЬЗЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ!. В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. При несоблюдении убедитесь в том, что ваши средства позволяют капитальный ремонт или замену АКПП вашего автомобиля
Одним из мнимых "плюсов" механики является экономия топлива при движении "накатом", когда коробка переводится на нейтраль. Автомат так же позволяет делать это. Только вот, так же как и на механике, делать я бы это не рекомендовал. Потому как в положении N теряется связь колёс с двигателем и резкое торможение может вызвать неконтролируемый занос автомобиля (не смотря на все дополнительные системы)
А во все остальные положения автомат можно спокойно переключать. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так перевод автомата из положения 3 в положение 2 увеличит эффективность торможения двигателем и т.д., как на механике, в общем.
Переводить автомат на нейтраль или паркинг имеет смысл только при длительных остановках в уличных пробках, особенно в жаркую погоду, для снижения тепловыделения и предотвращения перегрева масла в коробке. В остальных случаях это делать это не стоит.
Для надежной парковки вашего автомобиля исправного механизма блокировки выходного вала АКПП вполне достаточно. Правда, если машина стоит на уклоне - некоторые производители всё же рекомендуют дернуть ручник. Причем первым необходимо затянуть ручной тормоз и только после этого установить РВД в положение Р. В этом случае Вы освобождаете от дополнительной нагрузки механизм блокировки выходного вала АКПП, связанной со стремлением автомобиля как вода домкратом сорваться вниз.
Можно ли буксовать на машине с АКПП?
Можно ли выполнить на машине с АКПП "полицейский разворот"?
Можно. Ничего страшного, для ИСПРАВНОЙ коробки не происходит. Проблемы могут возникнуть, если радиатор охлаждения АКПП засорён продуктами износа или не функционирует по какой-либо другой причине. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность.
Можно. Но, из-за особенностей технической конструкции "автомата" делать это КРАЙНЕ не рекомендуется. Потому как "полицейский" разворот может привести к серьезному ремонту АКПП. Выше более подробно описано почему.
Продолжение следует. В следующих постингах на тему:
Что такое Autostick (Steptronic, Tiptronic)?
Что такое адаптивные АКПП?
Почему мигает лампочка OD\OFF, Hold, S или Check AT?
Почему коробка не переключает передачи?
Какие существуют доступные методы проверки состояния АКПП? Что такое Stall-Test?
Чем отличаются гидравлические и электронные АКПП?
Можно ли обойтись без ремонта АКПП, если автомобиль иногда не едет?
Как правильно начинать движение автомобиля с АКПП?
Как выглядит система охлаждения АКПП?
Что такое kickdown?
Основные плюсы и минусы АКПП.
Обязательно ли прогревать АКПП перед началом движения? Даже летом?
Допускается ли буксировка прицепа автомобилем оборудованным АКПП?
Машина, оборудованная АКПП сломалась. Допускается ли буксировка автомобиля или обязательно вызывать эвакуатор?