Пресловутая Силиконовая Долина производит впечатление довольно забавное и, в целом, приятное.
Здесь находится где-то полтора десятка различных и разноразмерных городов, плавно переходящих один в другой.
Вообще, местные города совершенно не похожи на то, к чему я привык в России и других странах. Я не знаю, является ли это спецификой конкретно виденных мною штатов (а был я, соответственно, в Калифорнии, Аризоне, Юте, Неваде и Флориде), или это вообще общеамериканская ситуация - но тут малоэтажная застройка преобладает почти везде.
Т.е. в крупных городах есть "полноценный" Downtown, c неизменными небоскребами финансовых районов, но это довольно небольшая часть территории. Остальная же часть города застроена одно-, двух-, максимум трех-этажными домами - как жилыми, так и офисными или торговыми. Все невысокие, все окружены громадными зелеными площадями стоянок и парков. В результате почти нет ощущения города как такового - везде ощущение какого-то пригорода: то ли цивилизованной деревни, то ли выселок. Это очень забавно. Особенно сильно это ощущение в Лос Анжелесе, который, по сути, можно пересечь по хайвею поперек - и даже не понять, что ты был в одном из крупнейших городов страны.
Соответсвенно, площадь таких "городов" очень велика при невысокой плотности застройки - и в случае силиконовой долины они плавно переходят друг в друга. Мы с коллегами живем в отеле в городе Milpitas, работаем - в городе Santa Clara, а обедать ездим в город Sunnyvale - каких-либо различий, границ или пригородов вокруг всего этого нет. Так что лично я эти города как самостоятельные образования не воспринимаю, и долину рассматриваю целиком.
Долина состоит из жилых районов - массивов малоэтажных коттеджей и таунхаусов; и "техноградов" - офисных районов, застроенных корпусами IT-компаний. Причем очень часто гигантские территории занимают здания одной конкретной компании. Мы, например, живем в сердце целого города Cisco - вокруг нашего отеля на километры простираются одинаковые аккуратненькие здания этой компании. Улицы называются, соответственно, незамысловато: Cisco Drive 1, Cisco Drive 2 и т.п. Планировка всех тутошних городов, разумеется, квадратно-гнездовая: все улицы пересекаются под прямым углом, три раза повернуть налево означает никуда не ходить. Основное, что несколько напрягает - одинаковость всего и вся. Жилые районы отличаются от техноградов, но зато все они сами по себе одинаковые. Встречающеся тут и там торговые площади тоже все одинаковые, как по архитектуре, так и по составу магазинов и ресторанчиков. Вся долина одинаковая - с непривычки можно заблудиться. Ориентирами служат номера шоссе да бренды компаний, определяющих облик района.
Районы крупных IT компаний тут повсюду: помимо Циски я видел Google, Yahoo!, Sandisk, eBay, AMD, Intel, Oracle, Adobe, Philips... да множество, вообщем. Причем тут не возникает ощущения индустриального района или промзоны. Все здания довольно яркие и симпатичные, утопают в зелени (в основном это озелененные стоянки, хотя много где есть и просто парки для прогулок), соревнуются в изящной простоте своей архитектуры и скромном достоинстве вывесок перед входами. В зелени деревьев скачут белки (серые, упитанные и толстомордые, но почему-то без привычных для меня кисточек на ушах), гуляют кошки; много фонтанов и искуственных ручейков. Вообщем довольно приятная местность.
Отдельное наблюдение про транспорт. Ну, тот факт, что в США люди начинают водить машину не намного позже, чем ходить - он известен. Без машины тут делать, прямо скажем, нечего. Общественный транспорт есть, но в этом плане США - не Швейцария. Там, где электрички и автобусы есть, они неплохи, но проблема в том что есть они далеко не везде. В центральных частях крупных городов автобусно-трамвайные сети достаточно развиты, но вот остальные территории общественного транспорта почти лишены. Там же, где они есть, автобусы ходят не очень часто, а на опубликованное расписание по большей части не обращают внимания.
Вокруг залива Сан-Франциско ходит скоростная электричка, именуемая BART - Bay Area Rapid Transport. В часы пик и просто днем поезда ходят достаточно часто - но ближе к позднему вечеру становится уже хуже. Кроме того, ветки BART непосредственно по Силиконовой Долины не идут - они опоясывают залив с севера, соединяя Сан-Франциско с самым верхнем городом долины - Fremont'ом. А по самой долине ходят только автобусы и трамваи местной транспортной системы - VTA, которые вообщем тоже покрывают долину далеко не везде и ходят абы как.
Больше всего меня убило то, что в автобусах не только не принимают кредитки, но и даже на кэш не дают сдачи - вообще. Т.е. если цена на билет 3 доллара 25 центов - то вот именно эту сумму и надо дать водителю (вернее под его бдительным оком сунуть в автоматик, который около него стоит). Если 25 центов у тебя нет - то это твои проблемы, суй 4 доллара, сдачи не будет. То, как я пытался разменять 20 долларов, чтобы оплатить проезд - вообще отдельная и грустная история.
Вообщем, у меня возникло стойкое ощущение, что общественный транспорт тут ну совсем для полных лузеров.
С другой стороны, как я уже неоднократно говорил, система автомобильных дорог здесь выше всяких похвал. Ездить удобно, приятно и просто. Намучавшись с общественным транспортом, я дождался приезда коллег, мы взяли на троих машину - и я теперь тихо кайфую на заднем сиденье
В выходные ездил в Сан-Франциско. Тут недалеко - полчаса езды на машине. На общественном транспорте - где-то 2,5 часа. Поехал в субботу,но по приезду обнаружил что идёт злобный дождь, и делать там в такую погоду нечего. Повторил поездку в воскресенье.
Погулял очень душевно - как по светлому времени суток, так и в темноте, по ночному даунтауну. Вообще, Сан-Франциско мне понравился. Во-первых он всё-таки похож на нормальный человеческий город, а не на вот это непонятно-что, покрывающее всю долину. А во вторых... ну, есть у него всё-таки душа, какая-то атмосфера, в отличие от безликих силиконовых городов долины. И атмосфера эта такая приятная, дружелюбная. С удовольствием бродил по набережным, с их магазинчиками, сувенирными лавками да художниками. Очень интересно и необычно было в чайнатауне, где все вывески на китайском, и практически ни одного некитайца на улице. Вообщем, душевный и запоминающийся город. Лос Анжелес, к примеру, мне нравился ощутимо меньше.
Погода переменчивая. В принципе тепло: градусов 15-20 тепла (по цельсию, в смысле), но ночами остывает сильно - и по утрам стоит дубак. Периодически идёт дождь, и довольно часто дует сильный ветер. Местные говорят, что здесь хорошая погода кончается как раз с началом ноября.
Но вообще климат тут средиземноморского типа - т.е. приятный.
Живём мы с двумя коллегами в небольшом недорогом отельчике категории Extended Stay - т.е. с кухней: можно покупать еду в ближайшем супермаркете и готовить самим. Впрочем, еда в кабаках тут недорогая, поэтому мы это дело чередуем с походами по китайским ресторанчикам и классическим американским стейкхаусам. Стейки здесь отменные, а китайская еда - ну, это на любителя.
В одном заведении я долго в ужасе смотрел на пункт "Hunan stewed meat", пока не убедился, что третья буква первого слова это именно n, а не m, и это всего-лишь "тушеное мясо по-Юнаньски", а не "Тушеная человечина"
впрочем, возможно, одно другого не исключает
Вообщем пока всё хорошо. Только ощущение, что я тут не полторы недели, а уже не меньше месяца: видимо из-за обилия впечатлений и смены мест. Соскучился по дому уже.