Любая катастрофа помимо своей основной, деструктивной функции, имеет еще одну, дополнительную - она показывает истинное лицо пострадавших. Равномерная масса "условно хороших", "в основном безвредных" разделяется на просто жертв, крыс и героев. При землетрясении ли, наводнении, революции кто-то просто старается выжить, кто-то бежит без оглядки, кто-то мародерствует, а кто-то пытается спасти хотя бы кого-то еще, кроме себя.
То же самое происходит при нынешнем финансовом кризисе.
Он еще не вступил в свою заключительную, самую тяжелую фазу, но уже можно оценивать как изменилось поведение некоторых компаний-работодателей. На конкретных примерах:
1. Компания "Амфора". Я работал там какое-то время, теперь общаюсь с нынешними "амфоровцами". В сентябре-октябре, когда слово "кризиз" еще не произносили вслух, и, что важнее, реальных финансовых потерь еще не было, "Амфора" волевым решением урезала зарплату рядовым сотрудникам вдвое. Через месяц, правда, подняла оклады до 75% от первоначальных.
Необходимо сказать, что "Амфора" работает по контрактам, деньги на которые заказчики закладывали в свои бюджеты давным-давно, и, несомненно, компания получит (если уже не получила) все ей причитающееся. Работники - нет.
2. Компания "Яндекс". Фирма, позиционировавшая себя как дружелюбная к персоналу. Пришел кризис, все дружелюбие пропало, как дурной сон. Моего знакомого уволили (через месяц или два после успешного прохождения испытательного срока), предварительно предупредив - "не уйдешь сам, и мы поступим с тобой по-плохому".
Все это - типичные образчики беспредела дикарского рынка труда. О том, что в России он, рынок труда, именно таков, все как-то подзабыли за последние несколько лет (с зарплатными карточками, мед. страховками и фруктами в офисах). Время вспоминать.
P.S. Список можно продолжить. Любому желающему добавки рекомендую пройтись по своему ICQ-листу.