Yurate
12:06 25-12-2008 О многомерном времени (возврат к старым мыслям)
Уподоблю течение времени для отдельно взятого наблюдателя путешествию спиной вперед с возможностью управления транспортным средством.
Из наблюдаемого ландшафта взгляд и внимание выбирает всё время что-то одно, в небольшой области обозрения: вспорхнула птица, куст что-то напомнил, и т.п. - это раз.
Ландшафт кажется фиксированным, но то, что в следующий момент покажется перед глазами, заранее не известно - это два.
Некоторая повторяемость конфигураций ландшафта позволяет "обучаться". В том смысле, что если начинается лесок, то он будет похож на предыдущий, и мы можем предугадать, есть ли в нём ягоды, грибы, комары, змеи и т.п. Что новая конфигурация рельефа, похожая в своем начале на ранее изученные, окажется до конца такой же.
Какие-то детали мы не успеваем разглядеть, некоторые вообще попадают в слепое пятно. Либо что-то одно видно и четко, либо все - но в общем. Удаляющиеся конфигурации рельефа какое-то время видны четко, потом детали стираются, ландшафт растворяется, удаляясь в дымке. Это подобно работе памяти, когда запомненно перемешается из оперативной, готовной к востребованию, к долговременной, в которой всё кажется забытым, напрягаться надо, чтобы вспомнить.
Ехать можно во ВСЕХ направлениях, но все траектории одномерны.

Самое интересное начинается дальше. Мы выводим прогнозы по корреляциям из нашего прошлого, нашей одномерной траектории, но поверхность-то ландшафта двумерна. Мы по колее въехали в низину, но это потому, что где-то сбоку есть озеро, которого мы так и не увидели, глядя куда-то назад. То есть настоящее определяется не только запоминаемым опытом. Кроме того, озеро сначала было невидимым (было сбоку), а потом может попасться на глаза при удачном повороте. Это означает, что прошлое (то, что позади от траверза нашего транспортного средства) вовсе не столь определённо связано с документированным опытом! Поверхность в точке "ландшафта", в которой мы сейчас находимся, имеет свойства более богатые, чем можно представить из запомненной одномерной истории. Отсюда - такие феномены, как регулярные "переписывания" истории, вплоть до исчезновения якобы достоверных фактов и появления новых, ранее не известных. Наиболее пластичными оказываются цели, желания, намерения фигур мирового значения, наиболее консервативными - документы, почти не имеющие свободы воли.

Откуда берется иллюзия о большей определённости прошлого, чем будущего? Наша психика устроена так, чтобы и воспроизводить впечатления (вспоминать), и мечтать о новых (воображать). Но нас учат, что воспоминания - правильны, а воображение - просто играет.
Вернёмся к памяти однако. Каждое мгновение настоящего в психике происходит взаимодействие внешних сигналов с удерживаемым собственным состоянием души (памятью), в результате которого меняется собственное состояние души. Ошибка в том, что это удерживаемое состояние психики мы отождествляем с прошлым вообще, на самом же деле это наш способ определения прошлого: оно - это то, что попало в моё внимание и перенеслось в мою индивидуальную память!
Чтобы обрести общее прошлое из кучи индивидуальных памятей, мы постоянно сверяем часы, составляем единые календари, обмениваемся информацией, документируем все что попало на неодушевленных (наименее склонных к свободе воли) носителях. Мы имеем не фиксированное, а договорное историческое прошлое, на мой взгляд, с вытекающими из всего этого периодами темных времен и историческими вставками.
Однако нынешнее настоящее образовано в каждой точке Вселенной не одной "реальной" историей, а смешением множества сходящихся к этой точке виртуальных историй. Точно так и будущее маячит в виде веера планов, предсказаний и т.п., из которых каждому предстоит выбрать одну, которая зафиксируется в его индивидуальной памяти.

Если искать физическую аналогию, то я считаю, что эволюция описывается аналогом принципа Гюйгенса: каждая точка световой волны (аналог момента "сейчас и здесь") есть результат сложения волн, порожденных всеми частями огромной волны в прошлом. Эта же точка является источником одной из волн, участвующих в создании будущей формы вселенской волны (аналог вклада личности в историю). Макроскопические тела (мы с вами, например) имеют относительно более явную траекторию, чем элементарная частица, но неопределенность квантовой механики сохраняется в их психическом состоянии, которое и оказывается имеющим не очень определенное индивидуальное прошлое и не очень определенное индивидуальное будущее. А на этом психическом состоянии строится дальнейшая эволюция тела. В одной книге А. Вуля, экстрасенса, описан пример из его практики: группа сенсов с его участием лечила человека с несрастающимся переломом чего-то в ноге, полученным в результате автомобильной аварии. Сцена уже ушедшей в прошлое аварии была дополнена в коллективном воображении маневром, который мог бы в принципе иметь место и в результате которого последствия аварии были бы несколько менее травматичными, чем только при тех обстоятельствах, которые остались в памяти. Положительный результат лечения был достигнут - перелом сросся!

Конечно, за время нашей жизни неопределенность индивидуального прошлого не успевает нарасти настолько, чтобы в какой-то момент я вспомнил, что в начале жизни я был зайцем, например. И в будущем наше творчество имеет не слишком широкий спектр возможных результатов, именуемых судьбой. А вот фотон по прошествии некоторого времени "забывает", откуда он родом, "вспоминая" различные варианты своего происхождения - потому что живет достаточно долго и успевает накопить некоторую неопределенность формы фронта, изначально сферического. Некоторое состояние человека сейчас в той или иной мере является результатом множества разных вероятных начальных состояний и разных биографий.

Теперь опять о самом интересном . Мы исходили до сих пор из того, что "ландшафт", по которому мы едем, не изменяется. Но все дело в том, что ландшафт может изменяться в зависимости от наших выборов, влияющих на него. То есть мы не просто пассивные наблюдатели, выбирающие колею на не зависящем от нас ландшафте, мы что-то вроде элемента Вселенской обучающейся "нейросети", в которой каждый элемент имеет некоторую свободу выбора своей Вселенной. Своего ландшафта, так сказать.

Но это уже очень высокий полёт. Для тех, кто время от времени едет лицом вперёд .
Комментарии:
tagetes
23:43 25-12-2008
YurateОнемела от восхищения.
Yurate
23:45 25-12-2008
tagetes Рад, очень рад
Та сама киянка
14:43 06-01-2009
Мы по колее въехали в низину, но это потому, что где-то сбоку есть озеро, которого мы так и не увидели, глядя куда-то назад. То есть настоящее определяется не только запоминаемым опытом.

Конечно, мы могли что-то пропустить или не заметить, но канва действительности, с ее закономерностями и схемами построения от этого в целом не меняется.

Наша психика устроена так, чтобы и воспроизводить впечатления (вспоминать), и мечтать о новых (воображать). Но нас учат, что воспоминания - правильны, а воображение - просто играет.
Ты как бы сплетаешь внешний и внутренний мир воедино. А зачем? Неужели есть смысл стереть границу между фактами внешними и во внутренней жизни?
В терапевтических целях, чтобы помочь больному, вполне, но нужно ли так делать вообще?

Я читала у Борхеса и ты, наверняка тоже, рассказ, про то, как тайное общество изменила весь мир, подменив историю, и заставив в нее поверить постпенно всех людей. Стирая границу между воображением и памятью внешнего мира, мы делаем мир слишком гибким, и поэтому зыбким. Может быть это будет хаос. Как вариант абсолютно неустойчивой конструкции.
Yurate
14:48 06-01-2009
Стирая границу между воображением и памятью внешнего мира, мы делаем мир слишком гибким, и поэтому зыбким.

Память - это воображение так называемых "фактов". Именно поэтому такое внимание уделяется обучению - наполнению памяти общими "фактами", которые многими воображались бы сходным образом. Иначе в мире людей, действительно, победит иллюзия хаоса. А так цепляние за иллюзию устойчивости её же и создаёт

Однако порасспрашивай о каком-нибудь "факте" - столько интересного услышишь про то, что было "на самом деле".
Та сама киянка
14:53 06-01-2009
Однако порасспрашивай о каком-нибудь "факте" - столько интересного услышишь про то, что было "на самом деле".
Индивиальное бессознательное подливает отсебятинки, но ему только дай, оно может и совсем довести до перекоса.
Yurate
15:00 06-01-2009
Нет ничего в мире, что не обладало бы индивидуальным бессознательным, вот в чём заковыка. То есть даже на точнейшие приборы полагаться нельзя.
Та сама киянка
15:39 06-01-2009
С этим я и не спорю:-)
Бессознательное все же - ребенок, и оно же может стать и стихией, поэтому как бы все карты ему отдавать не стоит, я это хочу сказать.
Yurate
16:22 06-01-2009
А кто решает, что отдавать, что нет?
Та сама киянка
16:32 06-01-2009
Yurate, тот, кто решает;-)
Yurate
16:37 06-01-2009
Как-то у тебя всё время всё наоборот Когда я решаю, ты всё объясняешь через моё бессознательное, а когда Тот появляется, так оно навроде скотины у него!
Та сама киянка
16:47 06-01-2009
Без асечных диалогов, твое объяснение голословно:-)
И ты иногда слишком серьезно воспринимаешь объяснение на счет боссознательного, по крайней мере, когда я его объясняю. Оно слишком малоизученное явление все же...

отредактировано: 06-01-2009 17:15 - Брусника

Yurate
16:51 06-01-2009
Ладно, спишем на мою неготовность к серьёзному обсуждению
Та сама киянка
17:19 06-01-2009
На чью угодно неготовность. Но то, что мало подлежит изучению вобще, узнается методом тыка:-)))
Чем больше предположений, тем лучше. Тогда можно постепенно узнавать какое из них правильное. А ты как буд-то ждешь готовых ответов, и от меня конкретно.
Я думаю рассуждения о бессознательном всегда условны.
Yurate
17:29 06-01-2009
Так безусловных рассуждений вообще нет...
Та сама киянка
17:30 06-01-2009
Есть более уловные, есть менее:-)
Yurate
17:38 06-01-2009
Ты как бы сплетаешь внешний и внутренний мир воедино. А зачем? Неужели есть смысл стереть границу между фактами внешними и во внутренней жизни?

Я вот на это ещё не отреагировал. Эта граница тоже условна, хорошо об этом пишет Кен Уилбер в книжке "Никаких границ". Не терапия, но само развитие стоит на том, чтобы потихоньку переходить к переживанию себя как целой Вселенной, а не только к круглому органу, под которым болтается тело

Я согласен с этим подходом. Игнорирование этого обстоятельства, действительно, может и до терапии довести. Причем не психической, а вполне себе соматической.
Та сама киянка
17:48 06-01-2009
Эта граница тоже условна
Для меня лично важно чтобы она была.
Yurate
18:28 06-01-2009
Оно и правильно. Не всё сразу.
Одна моя знакомая сравнила своё развитие с постепенным освоением некоей клетки и переходом в бОльшую - и т.д. и т.п.
Клетка нужна, это самость, это безопасность.
Та сама киянка
19:06 06-01-2009
Клетка - в основании квадрат. Граница между внешним и внутренним - прямая из бесконечности в бесконечность. Ее может пересекать под ппрямым углом прямая, шкала интроверсия-экстраверсия. Я нуждаюсь лишь в точке, начале координат.
Самость - весь комплекс психических явлений, включая сознание и бессознательное, если глянуть в словарь терминов Юнга, могу привести текст про самость более подробный.
Yurate
19:16 06-01-2009
Итак, мы отвлеклись от времени, хотя и в интересную, но всё же отдельную тему.

Конечно, мы могли что-то пропустить или не заметить, но канва действительности, с ее закономерностями и схемами построения от этого в целом не меняется.

В метафоре поста не в том дело, что мы замечаем или нет, а в том, определяется ли наш временной путь только тем, где "на самом деле" мы проехали. А уж то, что это "на самом деле" ещё и затуманено кучей ошибок, это второй вопрос.
Та сама киянка
19:43 06-01-2009
Но ошибка есть там, где есть истина, то есть самое настоящее из всего.
Где нет ошибок, есть варианты.
Yurate
20:15 06-01-2009
Тут я забуксовал... Пояснишь?
Та сама киянка
20:25 06-01-2009
Ошибка - противоположность правильному. То есть означает уже то, что есть правильное, а есть нет.
Мне показалось, что метафора поста направлена на то, чтобы показать относительность "правильности" памяти о прошлом.

Но нас учат, что воспоминания - правильны, а воображение - просто играет. Ты подвергаешь сомнению, что все есть именно так, как нас учат. Игра воображения, принятая за "реальность" - ошибка. Но, если убрать обозначение "правильный", то и ошибок тогда нет, и ничто не затуманено.
Yurate
20:32 06-01-2009
Я не придаю особого значения в посте соотношению между правильным и неправильным. Про ошибки есть немного, но суть в другом: у нас МНОГО правильных прошлых, а не одно, которое стремится зафиксировать человечество, чтоб структурировать свою жизнь.