Мне нравится открывать для себя новых писателей. Таковым последним стал Ян Валетов (утверждает, что не псевдоним). Писательство для него – хобби, по всей видимости, человек пишет вынужденно, оттого, что не писать просто не может, что называется «накипело». И, в общем-то, обратил на него внимание совершенно случайно, наткнувшись на восторженный отзыв книжки, под обложкой издательства «Крылов». Отличается это издательство второсортной литературой: книжки на, практически, туалетной бумаге, молодые, еще не раскрученные авторы, незамысловатые боевички, псевдоисторические романы, да вялая штампованная фантастика. Надо сказать, что Валетов держит марку: и боевичек подсовывает, и толику фантастики… Весь вопрос – КАК это сделано и для какой цели. Я, обычно, проверяю книжки в магазине на слог, открыв где-то посередине и прочитав абзац-другой… Валетов первичный тест выдержал, а затем… Открыл книжку в метро и не смог оторваться. Нет, до дома доехал, и даже скоренько приготовил ужин, скоренько его проглотил. А дальше – до последней строчки, до утренних петухов… Редко со мной подобное бывает, но, что называется – метко. Помню подобный случай с «Моментом истины», но это было давно, еще в школе.
Надо сказать, что на Украине много хороших авторов. И, как-то так получилось, что тема глобального медного таза, что накрывает локальным (или глобальным) апокалипсисом людей, прижилась в Малороссии хорошо, давая обильные всходы. Помнится, что в девяностые на просторах СНГ хитом компьютерных игр был «Фоллаут». И сейчас мне кажется, что просто тема попала в струю, востребованная гражданами развалившейся империи. Сейчас в России более или менее жизнь устаканилась, хоть и кризис стоит на дворе – авторов, все едино, волнуют другие темы. Ну, разве, успех Глуховского с «Метро 2033». А так, кто там из модных? Пелевин, Сорокин, Минаев? Вспомнил, был еще, опять же, выпущенный «Крыловым» - «Мародер»… Тоже, кстати, книжка примечательная. Но, наверное, примечательна она теми, кто ездил в российскую глубинку и видел опустевшие города, заросшие дороги, разрушенные заводские корпуса. А так, чтобы связать все с реальностью, достучаться до каждого, не свалиться до матершины, а писать хорошим удобоваримым, но образным языком – это не каждому дано. Вот, Валетову – дано.
У него недавно вышла последняя, четвертая книга в серии «Ничья земля». Сюжет книги, как я уже намекал, строится на предположении, что на Земле случается некий природный казус, типа природа из-за загрязнения начинает идти в разнос, что тянет за собой техногенные катастрофы, и часть территории Украины превращается в радиоактивную помойку (что-то схожее с Чернобыльской «зоной отчуждения»). И дальше фантастика заканчивается, начинается реалистичная и жесткая своей правдивостью проза.
Я, чтобы освежить в памяти сюжет перед прочтением последней книги, начал вновь перечитывать первую… И вновь то же ощущение засасывания… От многих сцен пробирает до костей. К примеру, воспоминания героя, который приходит в город в поисках любимой, с которой поссорился накануне катастрофы, а через несколько дней прорвало плотину и сель прошел через населенный пункт. Воспоминания происходят, когда он встречает свою дальнюю родственницу и та говорит, что, мол, время лечит и все забывается, а у него перед глазами детская коляска, застрявшая на фонарном столбе и ворона, клюющая труп младенца. Или сцена, когда на него нападают мародеры, он отстреливается и сталкивается лицом к лицу с одним из них. Инстинктивно, на автомате убивает, потому, что иначе нельзя: либо ты, либо тебя, а затем видит, что перед ним лежит расстрелянная девчонка пятнадцати лет. И он, оглоушенный шоком, рыдает, понимает, что и остальные – такие же дети, но идет убивать, поскольку иначе нельзя…