Пока я пил утренней кофе за упокой оскаровских амбиций "Темного рыцаря",
нашел очень правильную картинку (см. ниже).
Нет, ну правда - птеродактили же, эти академики, с мезозойскими по большей части вкусами и пристрастиями. Почему же тогда Настоящие Ценители Кино до сих пор обращают внимание на этот "Оскар"? Причины две, как мне кажется. Первая - лучше плохой прогноз погоды, чем никакого. Это дает некоторое чувство уверенности. Вторая - как же приятно считать себя умницей и человеком с Грандиозным Художественным Вкусом, а этих оболтусов - оболтусами!
Дабы подчеркнуть этот последний факт, я выписал в столбик победителей в номинации "Лучший фильм" за последние 10 лет (примерно столько я слежу за "Оскарами"), и потом прикинул, какие картины
на самом деле заслуживали статуэтку. 50% мои личные пристрастия, 50% - взгляд из настоящего в прошлое.
1998 - "Влюбленный Шекспир".
В безумно скучный (если смотреть по номинантам) год лучшим был признан совершенно незаслуживающий этого фильм. Кто-нибудь хоть раз пересматривал "Шекспира"? То-то же. А ведь в этом же году вышла "Американская история Х" с великолепным Эдвардом Нортоном - но ее не было даже в номинациях.
1999 - "Красота по-американски".
В кои-то веки Киноакадемия не опозорилась. Но это год был такой, на самом деле. В число номинантов входили "Свой человек" с Аль Пачино и Расселом Кроу, "Зеленая миля" и "Шестое чувство" (!!). В 99-м же вышли "Матрица" и "Бойцовский клуб"! Правда, если бы выбирал я, лучшим фильмом стала бы линчевская "Простая история", но и "Красота" свою статуэтку тоже заслужила.
2000 - "Гладиатор".
Я скопом люблю Ридли Скотта, Кроу, Хоакина Феникса - но назвать "Гладиатора" лучшим фильмом? Все становится на свои места, если посмотреть список претендентов - "Шоколад", "Эрин Брокович", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон"... блюэ, простите. Пусть будет "Гладиатор". Но если вспомнить, что в 2000-м вышли такие отличные вещи как "Почти знамениты", "О, где же ты, брат" и "Мементо", то...
2001 - "Игры разума".
Опять Кроу. Опять хорошо. Опять умеренной силы конкуренты - кроме одного. Как можно было не дать "Оскара" за лучший фильм первому "Властелину Колец"? Как?
2002 - "Чикаго".
"Чикаго", ну да. Не "Банды Нью-Йорка", не любимый фильм всех девочек "Часы", не "Пианист" Полански, ни "Две твердыни"... "Чикаго" с Ричардом Гиром. Тьфу на вас.
2003 - "Властелин колец: Возвращение короля".
Заслуженный приз (или за совокупность заслуг трилогии?), так что Великие Знатоки Кино не в претензии.
2004 - "Малышка на миллион долларов".
Я не смотрел иствудовскую "Малышку" (позор мне), но там в списке номинантов есть "Небывалая страна".... Мой выбор очевиден (хотя и ущербен).
2005 - "Столкновение".
Даже то, что в "Crash" играет самая лучшая на свете Сандра Баллок не делает этот фильм хорошим. Тем более на фоне "Горбатой горы" и - мой выбор - "Мюнхена" Спилберга.
2006 - "Отступники".
Не иначе, как академики рассчитывали на то, что Скорсезе получит свою статуэтку и наконец уйдет на покой, перестав всех мучать рожей Лео Ди Каприо. Но это не оправдание, ей-богу. Конкуренты, кроме иствудовских "Писем с Иво Джима" не лучше. Повыкидывать их, номинировать "Престиж", "Оружейного барона" и "Помутнение", а приз "Самому быстрому Индиану".
2007 - "Места нет для стариков".
Про позапрошлый год я уже писал. Лучше "Прощай, детка, прощай" Аффлека не было ничего, и лишь немногим слабее был "Фонтан" Афоронски. Старческое бурчание Коэнов - извините, как говорят в таких случаях - мимо кассы.
2008 - ?
Ждем, кто выиграет - но... см. картинку. Где "Темный рыцарь", сволочи?