Как сказал Жванецкий, писАть, как и пИсать, нужно тогда, когда не можешь больше терпеть. В этом дневнике я хочу рассказать про белорусского мужика. Про то, каким его вижу я. Или каким он сам мне показался. Моё мнение - очень субъективно ( а как же иначе, ведь это МОЁ мнение, и очень может быть, что в чьих-то глазах я окажусь сам таким же, как те, про кого пишу... но мне очень бы не хотелось, чтоб так случилось). В категорию "белорусский мужик" имеет шансы попасть каждый из мужского народонаселения Беларуси в возрасте от 15 лет ( "реальных парней" и "настоящих мужиков" уже в таком возрасте полно) и до ... дай им Бог долголетия. Возможно, что белорусский мужик мало чем отличается от других мужиков (русских, французских, украинский, немецких, молдавских, польских и др.), но, не имея большого опыта общения с ними, стану говорить только про земляков-белоруссов и не буду переносить эти слова огульно на других.
И сразу начну с главного: белорусский мужик мне ОЧЕНЬ НЕ НРАВИТСЯ. Я намеренно употребляю слово "мужик". За последние лет 5 мне не встречались Мужчины ( с большой буквы М, о которых так мечтают женщины), а попадались всё больше мужичинки. Конечно же, Мужчины есть, их не может не быть, и это просто мне так не повезло, что общаться пришлось не с теми, но ... не перешли ли они в разряд уникумов и исключений, которые только подтверждают правило?
Помните анекдот про зрителей в кинотеатре, которым в сиденья вбили гвозди? Кто-то встал и ушёл, кто-то стал возмущаться, и только белорус поёрзал-поёрзал и успокоился: а можа так яно и трэба. Это всё правда, так оно и есть. Угодливость, отсутствие своего мнения, преданное виляние хвостом перед начальством и шакалье желание отыгратся за свою боязнь на том, кто слабее тебя перевернули с ног на голову понятие о чести, о мужестве, о достоинстве. "Не мы такие- жизнь такая"- часто единственное "железное" оправдание своей подлости. А... ещё одно, в ходу среди образованных..."ты ни чем не лучше меня, умник, ты же сам такой". Наши политики (и руководящие, и оппозиция) ищут, придумывают национальную идею, которая позволила бы белоруссам сплотиться и, гордо подняв голову, жить и работать ради счастья своего и страны... лучшей страны в мире. А идея-то уже давно имеется, по её правилам уже давно живёт самый хитрый в мире белорусский мужик. И название той идеи- ЛЕВАК И ХАЛЯВА.
Эта идея пронизывает всю сознательную жизнь белорусского мужика. И если нежный детсадовский период можно отнести к жизни бессознательной, то школа- старт жизни и хороший задел на будущее. Ведь безобидная с виду просьба "Дай списать!?" - это ли не начало формирования психологии халявщика? И если у слабого можно тетрадь с домашним заданием и отобрать, надавав подзатыльников, то в случае с равными или превосходящими силами прилежного одноклассника в ход идет примитивное канючание: " Жлоб... Тебе жалко?...Помоги другу..." Поначалу им стыдно за своё поведение, но со временем совесть притупляется, а ненависть к тому, кто не дрожит при начале урока, не боится идти к доске- накапливается. И уже в классе 3-4-ом достигает предела, когда три-четыре "классных пацана" после уроков за углом ждут "очкарика"... В старших классах это уже происходит реже, и не потому, что халявщики за ум взялись, а потому, что в школу начинают ходить от случая к случаю. Да и интересы меняются: вместо домашнего задания и контрольных они переключаются на "дай денег".
Самые тупые белорусские мужики отсеиваются уже на школьном этапе. После получения аттестата они потычутся ради спокойствия родителей в двери техникумов-училищ да и пополнят ряды дворовых алкоголиков. Встречаясь, случайно, с ними, ты начинаешь чувствовать какую-то неловкость, когда они у тебя просят пропитым голосом пару сотен бел. рублей на вино, и, отказав, проходишь мимо, опасаясь получить пустой бутылкой по затылку...или, как в детстве, ногой по заднице под пьяный рогат.
Следующей ступенькой становится институт. Казалось бы, процент халявщиков должен быть меньше, ведь отбор проходят самые лучшие люди, однако же относительная свобода и мир, полный соблазнов, формируют новую партию бел. мужиков. Голое повествование может показаться скучным, если не приводить примеры. А можно попытаться только на примерах показать бел. мужика во всех его проявлениях.
Что можно сказать про студента, который, взяв конспект у однокурсника за три дня до экзамена, "теряет" его? Теряет на словах, ведь ему "в лом" было переписывать, а на ксерокопирование не было денег? При этом проблемы однокурсника в расчёт не берутся, ведь тот все равно не станет "бочку катить" на приятеля.
А староста группы, выдававший стипендию без ведомости (тоже потерял) и удерживавший какой-то процент себе на карманные расходы? Чем он думал? Ведь у студентов другой группы стипендия такая же была и выдавалась в те же дни.
А преподаватель, за маленькие подношения ставящий "удовл." в зачётку "тупому" студенту, за которого попросил декан, которого в свою очередь попросил знакомый какого-то знакомого, который знаком с отцом этого "хорошего, но ленивого мальчика"? Вот ведь как получается: один "мальчик" вовлёк в цепочку некоторое количество чем-то обязанных друг другу дядь, которые невольно поспособствовали его превращению в бел. мужика. И сами стали чуть-чуть похожими на БМ ( белорусского мужика).