23:15 27-05-2009 KBA-2008. Part II
(Начало прошлогодней "KBA-истории" можно
узнать тут. Там же добавлена пара фоток ; )
За полгода с момента окончания гонки память естественным образом отфильтровала всё, кроме
"KBA-2008. Part II".
Получив карту на руки, мы задаёмся сакраментальным вопросом - "куда податься?". Практически не имея опыта в подобных соревнованиях, трезво оцениваем свои шансы и сразу отказываемся от идеи добраться к отдалённым контрольным пунктам (КП) на северо-востоке полигона - в глубине болотно-таёжного массива. Вместо этого предполагаем держаться хоженых троп и человеческого жилья, поэтому выбираем левую половинку карты - между трассой Казань - Йошкар-Ола и рекой Юшут.
Карта Гонки. Нервная жёлтая линия - это мы в субботу : )
Бодро выкатываем на вчерашнюю асфальтовую дорогу, окончательно просыпаемся и согреваемся. Следуя намеченному плану, нам бы сразу повернуть на запад - в сторону Шелангера, но Костя предлагает посетить ближайшую точку на востоке, чтобы прочувствовать, каково это - взять свой первый КП! ; ) И вот мы крутим педали навстречу солнцу и КП-19.
Компостер для отметки спрятан в большой водосточной трубе под дорогой, забраться в неё можно только по одному, поэтому рядом образовалась стихийная очередь: "Кто последний? - За нами будете!". В трубе я радостно обнаружил несомненный плюс резиновых сапог, в которых колесил эту гонку, - можно было хлюпать напрямик к цели, а не упираться конечностями в стенки, избегая промокания. Пожалуй, также радостно себя ощущали только обладатели неопреновых гидро-носков : ) Итак, начало положено! Теперь - в Шелангер.
Я и очередь 8 )
Стремительно доехав до посёлка, мы впервые сталкиваемся с проблемой устаревшей карты. Зарисовки генштабовских картографов середины 80-х сегодня, увы, уже не актуальны. На точке нужного съезда в лес по направлению к КП-13 стоит необъятных размеров скотоферма... Слабая попытка прояснить ситуацию у местной жительницы ни к чему не привела, и мы решаем обойти ферму по периметру забора в надежде найти дорогу за ней. Попутно я поражаюсь размеру местной "велопарковки" (иначе это не назовёшь) - не менее полусотни "стальных коней" ожидают своих владельцев у проходной...
Наш бравурный план объехать ферму быстро потерпел неудачу. Атака захлебнулась и увязла. В прямом смысле. Сначала мы увязли в непросохшем глинозёме колхозного поля, а потом и в натуральном навозе. Как мне показалось, колхоз вообще не заботился утилизацией отходов из стойла, а просто сливал всю жижу в огромную лужу - "жиже-хранилище" % ) Тут я снова порадовался своим сапогам и пожалел трансмиссию байка, у которого сапог не было.
Выберясь на ближайший островок, мы прикинули, что возвращаться обратно в посёлок и искать другой путь не резон, т.к. ещё раз пробираться через эти "авгиевы конюшни" совсем не хотелось, а до леса было уже рукой подать.
Последним препятствием на пути стала разбитая дорожная колея, которой пользовались марийские лесовозы - издалека слышался шум двигателей грузовиков и бензопил. Ситуация осложнялась тем, что вместо дороги была огромная канава, где густо смешались вода, глина, колхозная жижа и свежие опилки, - всё это напоминало клей и отвратительно пахло. Глубина и ширина колеи наводили на мысль, что грузовики не нужны - брёвна вполне можно сплавлять по течению. Используя велосипеды как лоты, мы кое-как нащупали брод и наконец форсировали этот мутный поток. Слава твёрдой земле под ногами и колёсами!
Дальнейший путь проходит тайными лесными тропками и овражками, пока мы не выезжаем точно к разлившемуся ручью. Издалека заметен оранжевый маркер КП-13 на белой берёзе посреди болотных кочек. Берём его и устраиваем торжественный ланч : )
Полдень. Двадцать первый век.
Следующая цель - КП-21, расположенный на севере. Едем лесными грунтовками мимо озера Сайвер и одноименной деревни, выруливаем на йошкар-олинскую трассу, где хорошо разгоняемся и оставляем за собой поворот на Суслонгер. Солнце припекает, температура повышается до +15 С, и мои ноги начинают "вариться в собственном соку", - очевидно, у сапог есть и свои минусы : )
Озеро Сайвер, или Шарьер по-марийски.
Карта нас опять подводит - ожидаем линию ЛЭП через дорогу, как ориентир для съезда с трассы, но в итоге проезжаем лишнего. Возвращаемся и внимательно осматриваем каждую высоковольтную опору посреди широкой просеки, уже заросшей молодыми сосенками. Когда КП взят, можно и подкрепиться. На сладкий запах засахаренных фруктов слетаются букашки, - стоят последние дни золотой осени...
Двигаемся дальше - на очереди КП-02. Влажная серая почва лиственных лесов сменяется на песчано-болотный ад. По пути попадаются заброшенные делянки дроворубов. Колёса моментально вязнут в лужицах, лужах и лужищах, которыми наполнены разбитые лесовозные дороги. Настороженно наблюдаем целые рощи погибших на болотах деревьев. Тишина, безветрие, мёртвая красота завораживает. Мы уже давно идём по обочине колеи, толкая байки перед собой. За последние 3 часа преодолено не более 10 км, скоро должен быть КП...
Увы, карта и GPS-навигатор не спасли отцов русской демократии нас... Первую не смогли прочитать, а вторым надо уметь пользоваться. Так или иначе, но КП-02 мы "проморгали" на одном из многочисленных таёжных перекрёстков. Окончательно поняв это, решили продолжить движение вперёд - к озеру Орьер и КП-17. В этот же момент нас догнала и оставила позади казанская пара - Миша (aka hob) с товарищем.
Вечереет. Красное солнце ещё проглядывает сквозь голые кроны деревьев, но температура стремительно снижается, и мои стопы ощущают это первыми : ) Если до сих пор можно было говорить, что мы двигаемся по дороге с лужами, то с определенного момента дорога превращается в неглубокий ручей. Справа и слева в него впадают ручейки поменьше, образуя заводи. На мокром песке проступают отпечатки протекторов шин, проехавших здесь, а поверх них - ещё более отчётливо, - аккуратные следы очень крупной кошки. Понимаю, что идём по пятам за рысью % )
На озере Орьер снова пересекаемся с казанцами, но они уходят дальше - на запад, а мы только начинаем поиски КП. Спуск к озеру не радует. Заболоченный водоём уже много лет гложет крутой склон, засасывая в свои чёрные воды поваленные деревья... Побродив по береговому бурелому, наконец, почти над самой водой находим маркер и спешно покидаем неуютное место.
Стемнело. Уже почти 18:00, пора выбираться из этих сырых мест и искать приличную стоянку на ночлег. Включили налобные фонари и велофары и по уже знакомому ручью "поплыли" обратно. Вскоре встретили команду "киборгов" из Уфы, которые были подозрительно активны, бодры и веселы. Позже выяснилось, что они в ту ночь даже не спали : ) С подсказки уфимцев мы отправились искать "супер-отличную дорогу до озера Серебряное", возле которого и запланировали встать. Но сперва восстановили свою честь и всё-таки отыскали злосчастный КП-02, благо, уже было ясно, где он прятался.
КП-02. "Пришёл туман, свёл меня с ума..."
Постепенно накатывает усталость, всё тяжелее перебросить ногу через седло, картинка перед глазами теряет резкость, спускается туман. За импровизированным ужином я развлекаю Костю страшилкой про чупакабру, которую якобы недавно видели в этих краях % ) Бросив есть и пугливо оглядываясь по сторонам, мы торопимся сняться с места.
Chupa Cabra - исп. "сосущий (кровь) коз". Мексиканская легенда про козьего вампира, который впивается своими клыками в тельце жертвы... : ]
Уфимцы не обманули, старая тропа действительно оказалась очень приличной, - мы держим скорость под 20 км/ч, - и это в ночном лесу! Из кромешной темноты "вылетают" бурые стволы деревьев и бледные моховые кочки, и также внезапно исчезают... В белёсом свете фонаря пейзажи кажутся ненатуральными и плоскими.
Парадоксально, но всё время выбирая на развилках более "толстую" дорожку, мы в итоге оказались в каком-то замшелом болотце. Слой травы и мха моментально скрывал наши следы, а где-то внизу утробно хлюпала вода. Тропинки больше не было, и в какой-то момент я понял, что дело плохо : / Паники не было, только раздражение от того, что долгожданный привал откладывается на неопределенное время. Конечно, мы знали направление к озеру, у нас были карта, компас и GPS-навигатор, но стояла ночь и не было дороги.
Бредя напролом через чащу, выходим на старую-старую просеку. Она уже давно заросла кустарником и высокими метёлками травы, но это лучше, чем ничего. Ехать невозможно, я иду впереди, толкая и прокладывая байком узкую щель в зарослях. Попадаются истлевшие бревенчатые мостки через овражки и лужи, дерево крошится, но выдерживает. Спина в испарине, а руки замерзают даже в перчатках. Кажется прошла вечность, пока мы снова вышли на "утерянную" дорогу до Серебряного.
Как на крыльях мчимся туда, где виден большой кусок чистого ночного неба. Там нет деревьев - там озеро! Температура воздуха стремительно падает, развожу костёр, а Костя хлопочет с горелкой для горячей пищи. Близится полночь, мы натягиваем тент, привязываем "коней", забрасываем калории в топку организма.
Ног уже не чувствую, лишь понимаю, что надо просушить сапоги и вязаные носки. Но дрова такие же сырые, как и сама шерсть, огня почти нет, бросаю затею и кидаю последний взгляд на Серебряное. Стоит абсолютная тишина. Ночная. Глубокая. Безмолвная тишина оцепеневшего леса...
Но на том берегу горит огонёк, - это хорошо, это значит, мы не одни : ) Заползаю в палатку, непривычно ощущая себя в горизонтальном положении.
A hard day's night.
Остальное по теме:
- KBA-2008. Part I
- KBA-2008. Part III