fali
19:53 01-07-2009
Из дневника Княжны...

В реальности коммуникативная компетентность складывается из приемов, тактик и стратегий коммуникации с окружающими людьми и самим собой, позволяющая с наименьшими затратами добиваться своих целей, и причинять при этом окружающим минимум вреда и неудобств.

Некоторым приемам коммуникации человек учится в детстве - к первому классу любой ребенок умеет поздороваться и попрощаться, ответить согласием на просьбу и дать внятный и адекватный ответ на вопрос. Большинство детей, кроме этого, умеют поблагодарить и принять благодарность. Некоторые также умеют попросить что-то у другого человека и задать вопрос. Итого, восемь приемов коммуникации в своем багаже имеет ребенок, которому повезло с воспитателями. В школе же их требуют от всех - и от тех, кому повезло и от тех, кому не слишком повезло. Во взрослой жизни человек пользуется пятнадцатью-восемнадцатью коммуникативными приемами (или менее, если он не успешен). Исследуя тренинговую литературу и пособия о социальных практикумах в самых разных условиях - от школы до различных сфер профессиональной деятельности - мне удалось выделить 50 (пятьдесят) различных коммуникативных умений. Все они полезны для освоения, уж если им не только обучают в тренингах, но и издают по этим тренингам литературу.

А теперь внимание, ловите челюсти. Роясь в мемуарной литературе пару лет назад, я зачем-то решила пересчитать, сколько коммуникативных навыков упоминается авторами мемуаров, как имеющимися в активном пользовании у них и их собеседников (красные комиссары, разумеется, не в счет). Готовы? 80 (восемьдесят) позиций. Задумайтесь над этим. Современный профессионал, которого обучают специалисты, владеет только двумя третями того количества навыков общения, которые имелись в начале прошлого века у большинства людей, получивших среднее образование (закончивших гимназию).


коммуникативные умения
коммуникативные навыки, высший пилотаж
Малый разговор – болтовня о пустяках, но не пустячная болтовня.