Sirin
19:52 02-07-2009 Протоиерей Александр Шмеман, дневник, весна 1973
Давно пора понять, что на свете существует очень сильное, очень могучее явление: религия без Бога, религия как средоточие всех идолов, владеющих падшим человеческим "нутром", как оправдание этих идолов. Тут глубочайший соблазн. Ферапонт (это у Достоевского - монах Ферапонт в "Братьях Карамазовых" - символ "правильного", тупого в своей неизменности "ни на малейшую йоту" Православия, символ религии буквы, без духа, в противовес старцу Зосиме) - действительно аскет, молитвенник, подвижник, традиционалист и т.д. И расхождение между Ферапонтом эмигрантским и Ферапонтом советским - чистая историческая случайность. Большевизм уже и сейчас - национальная русская власть, как суть эмигрантского национализма и антикоммунизма - большевистская. И у того, и у другого большевизма только один враг - свободный человек, особенно же свободный "во Христе", то есть единственно подлинно свободный.

И минуты рая: вчера за Литургией, затем - когда ехали с Томом под проливным дождем. Смиренное начало весны. Дождливое воскресенье. Тишина, пустота этих маленьких городков. Радость подспудной жизни всего того, что за делами, того, что сам субстрат жизни. И поздно вечером снова тьма, дождь, огни, освещенные окна… Если не чувствовать этого, что могут значить слова: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…"? А это суть религии, и если ее нет, то начинается страшная подмена. Кто выдумал (а мы теперь в этом живем), что религия - это разрешение проблем, это - ответы… Это всегда - переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем. Проблемы - тоже от диавола. Боже мой, как он набил своей пошлостью и суетой религию, и она сама стала "проблемой религии в современном мире", все слова, не имеющие ни малейшего отношения к субстрату жизни, к голым рядам яблонь под дождливым весенним небом, к страшной реальности души во всем этом.
Комментарии:
OkeaNik7
22:15 02-07-2009
субстрат жизни у нас ядреный, это да
Брю
08:30 03-07-2009
давно хочу найти и почитать внимательно дневники Шмемана
Волшебница Эфи
09:51 03-07-2009
на свете существует очень сильное, очень могучее явление: религия без Бога, религия как средоточие всех идолов, владеющих падшим человеческим "нутром", как оправдание этих идолов. Тут глубочайший соблазн.

про это хотелось бы поподробнее, он это так вскользь упомянул, я не поняла его точку зрения до конца.
Sirin
10:49 03-07-2009
Волшебница Эфи Я так понимаю, речь идет о том, что религия должна помогать человеку побороть свои грехи - слабости и мерзости, которыми переполнен человек. Некоторые же люди, наоборот, используют религиозную оболочку, чтобы еще сильнее укорениться в своих мерзостях. Например, вместо преодоления тщеславия, всячески пестуют его, "моя религия правильная, а все остальные в аду сгорят". Вместо преодоления любоначалия (есть такой грех, когда человеку нравится почести принимать и подчиненных унижать) - человек занимает какой-нибудь церковный пост, пусть даже и небольшой, и начинает командовать. Или же просто, вместо борьбы с грехами своими говорят себе - "Господь милостив, он простит" - и грешат дальше.
Пример - монах Ферапонт в "Братьях Карамазовых" - он вроде и подвижник, и постник, и борец за сохранение старых обычаев - но питается все это у него обычной завистью.
Такие вот мы, люди.
Волшебница Эфи
16:08 03-07-2009
Sirin поняла! Спасибо большое за пояснение!
z_g
09:45 07-07-2009
Угу, все кусками читал.
Для религии без веры вера - первый враг. Потому что даже тем, кто очень хочет обмануться, Бог в глубину сердца дает понимание, что там, где нет нестоящей веры, есть пустота.
Сегодня можно говорить: "да, нужно верить хоть во что-нибудь". Это и есть предложение пустрой регилии вместо веры. Религия без веры, как тело без души.