17:42 04-10-2009 День учителя
Когда я впервые устраивался на работу «по специальности», сразу после получения диплома, в 2003 году, проректор одного московского вуза задал мне довольно комичный вопрос. Он серьезно посмотрел на меня поверх очков и спросил: «Молодой человек, а вы можете себе позволить у нас работать?». Я начал уверять, что эта роскошь мне по карману, и что 4-5 тысяч рублей в месяц - это именно те деньги, на которые может существовать юноша 22 лет в столице.
Конечно, это была своего рода игра. Впоследствии преподавание никогда не было для меня существенным источником дохода, хотя расценки на мой труд с тех пор значительно изменились в лучшую сторону. Студентам я часто иронически говорю, что преподавание это такое хобби, возможность пообщаться с умными людьми на отвлеченные темы. Впрочем, это тоже шутка. Преподавание - это, безусловно, моя любимая работа. В аудитории я чувствую себя на своем месте, и именно в ней я стараюсь полностью выкладываться, развиваться как профессионал. Есть вещи, которые мотивируют сильнее, чем деньги. Дальше, возможно, будет много пафоса. Я ощущаю, что работа преподавателя позволяет демонстрировать людям, т.е. в первую очередь студентам, что знание - это ценность, разум сильнее социального хаоса и глупости, океаны которых разлиты вокруг него, и что весь этот эпистемологический процесс, собственно, и есть человеческая жизнь по преимуществу, строго в духе учения Аристотеля. Наша способность интенсивно учиться всю жизнь, интересуясь устройством мира, испытывая любопытство, отличает нас от животных. В этом смысле понятно, что я, например, остро презираю тех членов профессионального сообщества, которые берут взятки, а также тех студентов, которые видят для себя подобный путь академического успеха приемлемым.
[изображение] kmartynov
Комментарии: