Мы видим мир состоящим из отдельных вещей:
- на микроуровне мы находим, что всё состоит из отдельных частиц-квантов (молекулы, атомы, элементарные частицы), характеризуемых своими квантовыми параметрами.
- мы все - отдельные автономные организмы с уникальным набором психических состояний каждый (свойства души, характера, так это можно было бы назвать)
- наш язык отражает это свойство мира и состоит из отдельных слов, призванных обозначать эти отдельности; эти отдельности можно считать, изучать извне по отдельности.
Несмотря на такое благо - иметь дело не с кашей из не понятно чего, а с отдельными поименованными предметами — другой стороной отдельности является непостижимость одного другим до самого донышка, так сказать. Различия отдельных вещей означают их нетождественность, ведущую к невозможности понимания чего-то в другом, а именно, чего нет в тебе. Незаряжённая частица нейтрино пролетает мимо заряжённого протона, даже «не заметив» его существования, потому что у нейтрино и протона практически нет общих свойств.
Кроме того, если вещь как-то определена (что-то о характеристиках вещи уже известно), то всегда есть какие-то другие её характеристики, про которые при этом ничего толком знать нельзя (если известны вторые, то во тьму уходят первые):
- частицы, атомы и молекулы - куда полетят потом, если знаем, где они сейчас, кроме того, - в каком энергетическом состоянии находятся в данный момент времени;
- любой предмет - в каком состоянии пригодности для использования, может, сейчас возьмёт и сломается, да ещё в заранее не известном месте;
- человек - в каком психическом состоянии при данном поведении;
- слова отражают это свойство мира, имеют неопределённость смысла: говорящий закладывает одно, а слушающий всегда понимает несколько другое, смысл одного и того же слова меняется с изменением контекста, - и т.п.
Каждая вещь проявляет себя какими-то своими свойствами, отличающими её от других. Эта проявленная ипостась именуется иногда феноменом, или «вещью-для-нас». И есть некоторая сущность любой вещи, которая может так и остаться непроявленной, в силу некоторых уникальных особенностей вещи, для постижения которых у других просто нет аппарата - эту ипостась называют ноуменом, или «вещью-в-себе». А в себе это просто обозначается местоимением "Я".
Из того, что подобное взаимодействует только с подобным, следует и дополнительный вывод: внутренние свойства других вещей мы постигаем, судя по себе — и никак иначе. Заряд тела можно измерить только с помощью других зарядов. Чего в нас нет, мы не можем обнаружить в другом, как протон не может ничего обнаружить в нейтрино, кроме исчезающе малой массы. То есть мы пытаемся ПОНЯТЬ мир, проецируя своих "тараканов" на предметы и явления мира. Создаём о них МИФЫ, в том числе, и о себе любимом - последнее называется процессом самоосознавания. Даже научные теории, которые для того, чтобы подчеркнуть их относительную верность, называют "работающими моделями", - являются МИФАМИ. И это, как мы теперь понимаем, нормально. Для древних людей (или людей, сохраняющих по сей день примитивный образ жизни, а также для людей искусства), было в порядке вещей персонифицировать вещи, явления природы, а то и весь мир, считать какие-то предметы или животных тотемами - приписывать им человеческие качества, в том числе обладание своим «Я», свободой поведения и своими "тараканами". Говорят, собаки и кошки не понимают друг друга потому, что у собаки поднятый хвост означает хорошее, игривое настроение, а у кошки - напряжённое состояние.
Общее во всём вышеописанном - индивидуальность существования и постижение других сущностей через взаимодействие с себе подобной частью в них (читай - проецирование своего «Я» на них) - очень важная функция, закладываемая как врождённая программа-архетип в каждого человека. В силу его восхождения к явлениям квантовой физики, этот архетип я назвал Архетипом квантовой неопределённости. (Словом "квантовой" мы подчёркиваем отделённость, а словом "неопределённость" – вещность-в-себе. Известный физик Роджер Пенроуз написал книги, в которых тщательно и скрупулёзно обосновал гипотезу квантовой природы психики (сознания): здесь мы подошли к вопросу с другой стороны.)
Благодаря этому архетипу мы испытываем потребность "приходить в себя", для чего мы вырываемся из сети взаимодействий с другими людьми. Благодаря этому архетипу мы строим себе дома, где мы всё обустраиваем так, как комфортно нам самим. Дом как бы является нашим продолжением во внешнем по отношению к телу мире, а его стены, отделяющие наше пространство от чужого - гарантией отсутствия внешних влияний, а также нашей неопределённости для других. Подобно тому, как кожа отделяет нас от среды и гарантирует возможность собственных комфортных состояний организма внутри кожной оболочки.
В общем, благодаря этому архетипу всё хочет отделиться от всего и наслаждаться самостоятельностью.