День первый (27 сентября). Катманду
Большинство туристов, прибывающих в Катманду, останавливаются в Тамеле (
Thamel) – специальном туристическом райончике в центре города. Там, в лабиринте узеньких улочек, разместилось громадное количество маленьких отелей, гестхаусов, ресторанчиков, туристических магазинов, агентств и т.п. Это, конечно, центр туристической жизни – но очень уж там шумно и людно, особенно сейчас, в высокий сезон. Лично мне было бы, наверное, не комфортно тут жить – и мы, благодаря нашему гиду, жили в другом, гораздо более симпатичном месте. Денди забронировал для нас отель
Shechen Guesthouse в районе Буднатх (Bodnath), практически на территории одного из очень многочисленных здешних буддистских монастырей. По сути – это гестхаус для паломников и сочувствующих: собственно монастырь через забор, рядом – общежитие-кампус для монахов. Все очень уютно и приятно. На контрасте с остальной частью Катманду – вообще сказка. А отель, в общем, содержал всё что нужно: чистая просторная комната, горячий душ в номере, зеленая лужайка перед зданием, вегетарианский ресторанчик, даже WiFi в номерах. И все это за смешные $15 в сутки с завтраком.
[изображение]
Общежитие-кампус монастыря Шечен, здесь живут ученики, приезжающие получить здесь духовное образование, некоторые паломники и даже сами монахи
Светает здесь около шести утра. Проснувшись и позавтракав (здесь отличная, хоть и несколько однообразная 100%-вегетарианская кухня) встретили нашего гида с женой и двинулись изучать окрестности.
Для начала зашли в собственно близлежащий буддистский монастырь. Это прямоугольной формы двор, где в центре стоит храм, а в двухэтажных зданиях по бокам в небольших комнатушках живут монахи. В храм пускают, просто попросили не фотографировать. Мне раньше в буддистских храмах бывать не приходилось – и, надо сказать, оно интересно. Внутри что-то типа застекленной витрины на том месте, где в православном храме был бы иконостас. В витрине несколько сидящих статуй Будды (вернее разных Будд, разных воплощений), какие-то священные сосуды, орнаменты и узоры. Рядом стоит несколько церемониальных тронов, один из них "зарезервирован" для Далай Ламы: там стоит его портрет и табличка с именем. Портрету кланяются с не меньшим почтением, чем статуям. Остальные стены сплошь расписаны изображением различных воплощений Будды и других почитаемых здесь богов. Изображений сотни, все разные, но яркие и симпатичные. Помещение довольно хорошо освещено, пахнет какими-то благовониями.
Снаружи храма, в его стенах установлено множество небольших цилиндров, на каждом из которых иероглифами написана буддистская мантра "Ом Мани Падме Хум", что, если меня не подводит память школьного курса истории религии, означает "о тот, кто сидит на лотосе". Сами цилиндры называются Mani-Wheels или Prayer Wheels, по-русски принято называть их "молитвенными барабанами" или "молитвенными мельницами". В разных вариантах эти устройства присутствуют в Непале повсюду, от крупнейших храмов, до самых глухих деревень. Размеры могут быть от нескольких сантиметров, до нескольких человеческих ростов. Внутри каждого цилиндра лежат свитки со священными текстами. В самых маленьких – наиболее общие и простые мантры и молитвы, в больших – полные описания истории буддизма и деятельности различных святых. Сами цилиндры вращаются вокруг своей оси – храмы и отдельно стоящие стены, в которых они установлены, надо обходить по часовой стрелке и вращать правой рукой эти цилиндры, повторяя мантру. Это приносит удачу, отвращает несчастья и способствует успехов во всех начинаниях. Мы тоже чуть-чуть покрутили – успех и удача нам пригодятся.
[изображение]
Мани-барабаны. Эти конкретные сняты у Боднатх-ступы - но вообще они там повсюду
Кстати, про правую руку. В Непале вообще традиционно всё принято делать правой рукой, особенно это важно, если вы прикасаетесь к священным предметам или что-то подаёте другому человеку – предмет обязательно нужно держать и протягивать правой рукой, а левой можно поддерживать снизу правую. Судя по всему, данный обычай происходит от того, что исторически левая рука считается нечистой, по очень простой причине: она заменяла непальцам туалетную бумагу. Не знаю, на сколько данный обычай сохранился до сих пор, но во всяком случае туалетной бумаги ни в одной лодже просто так не висит: надо покупать отдельно.
В нашем райончике оказалось вообще множество монастырей и храмов. В центре этого района стоит гигантская Боднатх Ступа (Boudhanath Stupa) – громадная храмовая постройка VI века.
Ступа – это не транспорт Бабы Яги, а специальная буддистская храмовая постройка пирамидальной формы, зачастую полусферическая снизу и со шпилем сверху. Она служит монументом во славу Будды или каких-то событий, а так же является вместилищем всевозможных священных реликвий. Надо понимать, что ступа не является храмом как таковым – внутрь зайти нельзя, там не проводится никаких церемоний, и вообще у многих ступ нету никакого внутреннего помещения – они очень малы. Но вот Боднатх Ступа - одна из крупнейших в мире, огромная полусфера с высоким шпилем, увешанная молитвенными флажками. Ступа стоит посередине площади, вокруг - множество ресторанчиков и сувенирных лавочек. Её тоже обходят по часовой стрелке, крутя мани-барабаны.
[изображение]
Ряд маленьких ступ, стоящих вдоль дороги, ведущей от монастыря Шечен к нашему отелю. Все ступки кажутся одинаковыми, но на самом деле каждая посвящена какому-то отдельному деятелю или событию, о чем информируют таблички, закрепленные под каждый ступой
[изображение]
Боднатх-ступа.
Молитвенные флажки – еще один буддистский атрибут (характерный прежде всего для тибетского буддизма), встречающийся в Непале повсеместно. Это небольшие разноцветные прямоугольные флажки, с начертанными на них текстами молитв, изображениями и узорами. Они все выглядят одинаковыми, но на самом деле каждый – уникален. Флажки создаются всеми буддистами самостоятельно: каждый год в свой день рождения верующий непалец добавляет флажок к своей "гирлянде", так же флажки могут делать по каким-то другим важным поводам или перед важными предприятиями: они приносят удачу своим создателям. "Гирлянды" же вешают в различных святых местах, или на горных вершинах, кронах деревьев или других труднодоступных точках.
Простившись с гидом и его женой (они отправились покупать для нас пермиты и всевозможные билеты), мы решили пройтись по Катманду, сходить в центр, в Тамель и т.п.
В данный момент Катманду, как и весь Непал, живет особой жизнью: в эти дни здесь проходит очень крупный религиозный праздник – фестиваль Дасайн (Dashain). В связи с этим тут всё идет кувырком и все сходят с ума. У большинства людей каникулы – поэтому не работают не только все офисы и учреждения, но и многие магазины, и даже ресторанчики и отели.
Люди ходят очень нарядные, девушки в ярких платьях и сари, мужчины в костюмах и жилетках, у всех узоры на лбу и украшения в волосах: яркие камни, цветы, рисовые зерна и побеги. Но при этом вообще народа в городе сильно меньше, чем обычно, т.к. большинство из города уехало: кто-то отдыхать от городской суеты, кто-то в паломничество по храмам и монастырям.
Как мне объяснил Денди, индуисты (а это господствующая религия Непала) в эти дни приносят в жертву очень много животных. Буддисты же (а это религия N2) этого очень сильно не одобряют и все время молятся за этих убитых животных. На улицах всюду стоят столы с поминальными свечами – очень похожими на те, что стоят в христианских церквях, кстати. Вообще, очень меня поразило довольно большое количество схожих черт у религий не просто разных, но относящихся к принципиально различным группам.
Около входов в дома на обведенных мелом кружках приносят жертвы: у некоторых домов – животных, у некоторых – побеги риса, кусочки кокоса и какие-то цветы.
[изображение]
На улице в Катманду. Коровам, быкам и телятам участь быть принесенными в жертву не грозит: как известно, коровы священны для индуистов. Так что этот телёнок очень спокойно чувствует себя, развалившись прямо на проезжей части.
На дорогах, как я заметил еще вчера, творится полный хаос, несмотря на вызванное праздником относительно небольшое количество машин и мотоциклов. Все ездят, по сути, как хотят, непрерывно сигналя для привлечения к себе внимания остальных участников движения. У меня сложилось впечатление, что перекрёстки здесь проезжаются по правилу "кто первый бибикнул, тот на главной". В сочетании с левосторонним движением, ужасным качеством дорог и древним автопарком всё это производит жутковатое впечатление.
Еще в городе сильно напрягает ужасная грязь. Сам город вроде бы не очень бедный - большинство домов вполне добротны и даже симпатичны, в отличии, например, от египетских трущоб – но гиганские кучи бытового мусора прямо на тротуарах, проезжей части и во дворах огорчают очень. Денди сказал, что мусор не убирают, потому что соответствующие службы тоже не работают в связи с фестивалем. Но большая часть замеченных нами мусорных куч явно копились не несколько дней, а несколько месяцев.
[изображение]
Улицы Катманду
[изображение]
Озеро "Rani Pokhari" ("квадратное озеро") в центре Катманду. Построено каким-то непальским королём для своей невесты. Огорожено забором, людей к нему не пускают – поэтому это одно из немногих мест в Катманду, где чисто.
Прогулявшись по городу несколько часов, дошли до того самого туристического гетто – Тамеля. Тут, конечно, бурлит жизнь - множество работающих магазинчиков, в которых можно купить что угодно – от альпинистского снаряжения до ганжубаса. Во всех магазинах (кроме совсем уж цивильных супермаркетов) можно (и нужно, это отдельный фан) торговаться. Заявленную цену сразу делишь на два – и вперед. Та же фигня, кстати, и с такси.
Пообедав в Тамеле, вернулись в отель. Дождались появления Денди, который добывал пермиты и билеты, договорились о планах на завтра и пошли гулять по ночному городу. С этим тут довольно кисло: нет не только подсветки красивых зданий, но и с банальным уличным освещением проблемы. Так что ограничились ужином в местном ресторанчике с видом на более-менее освещенную Будха-ступу.
<< назад | вперёд >>
к содержанию