Уточнил подробности одной фамильной легенды.
В 19-м веке мой пра-прадед Осип Петрович Бухвалов был оброчным крепостным графа Шереметьева, в селе Вощажниково Ярославской губернии. Предположительно, получил вольную раньше отмены крепостного права в 1861 году. Но речь не о том.
Оброк, в отличие от барщины, реально был интереснее тем, что зимой можно было уезжать из села в город на заработки, что мой пращур и практиковал. Завёл в Питере продуктовую лавку, а с выручки платил оброк, и ещё хорошо оставалось. На остаток построил в селе двухэтажный дом, с туалетом аж на обоих этажах. Но речь опять не о том.
Торгуя в Питере, он познакомился с Пушкиным, тем самым, ибо поэт иной раз сам заходил насчёт продуктов поинтересоваться. Фамильная легенда упоминает даже нюансы типа покупки мяса. Так это было или не так, не важно. Важно, что крепостной мой пращур был человеком весьма любознательным, освоил четыре языка и мог, как видно, не просто улыбнуться грамотно покупателю, но и поговорить о всяком таком. В результате получил от Александра Сергеевича книжку "История Пугачёвского бунта" с дарственной надписью, будто бы. Книжка, вроде, была какое-то время запрещённой, поэтому хранилась она в том самом доме на чердаке, в сундуке. Была передана моему прадеду, Николаю Осиповичу - и моя бабуля со своей сестрой тайно лазали в этот сундук и почитывали творение Пушкина. Эти последние сведения я имею из первых рук, кстати.
В тридцатые годы грянула коллективизация, с сопутствующим раскулачиванием. В Вощажниково были зажиточные крестьяне, у некоторых и батраки работали. Тех к ногтю - первыми. Потом стали раскулачивать по критерию "две лошади + одна корова = кулак". У моего прадеда было скота одна лошадь и две коровы и, несмотря на уважение односельчан, он убоялся, что пьяница, отец 11 детей, который был уполномочен за раскулачивание, следующим возьмётся за него. Он написал письмо сыну (моему деду) с просьбой о помощи, тот быстро приехал и организовал распродажу имущества, а отца увёз от греха подальше. А книжку второпях в сундуке и забыли...
Потом вскоре вспомнили. Двоюродная сестра бабули, Вера Александровна, перед войной выбралась в Вощажниково, нашла дом... В общем вандализм соотечественников своё дело сделал. Мало того, что разграблены были остатки усадьбы Шереметьевых: ограду стащили, церковь порушили - так и дому предков досталось. Всё разворовано, металлическая крыша стала соломенной, чердак гнил - и никаких следов реликвии. Можно теперь только гадать о судьбе книги - выбросили, использовали для растопки, продали кому-нить (прекрасный был бы вариант).
Однако было в нашей истории и светлое. Учитель моей бабушки в начальной школе в Вощажниково заметил её способности и за свой счёт отправил её учиться в город. Где бабушка и получила образование, да и аттестат с отличием. Как известно из истории, благотворительность была не чужда нашим людям: помню яркий пример Айвазовского, талантливого армянского мальчика, которого заметил некий вельможа в Феодосии и отправил со своим сыном в Питер на учёбу.
Кстати, если у кого есть примеры НОРМАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ одних наших сограждан к другим - пишите, мы должны знать, что не только мафия и чиновники рулят на этой территории!