T3S
15:19 23-01-2010 Теория игр
В настоящее время существует великое множество игр: спортивные, телевизионные, настольные, компьютерные и так далее. Каждая категория делится на свои подкатегории, подклассы, жанры, направления. Данная статья имеет своей целью систематизировать бОльшую часть существующих игр.
Сразу оговорюсь, что деление игр на какие-то строгие категории проблематично, так как большинство из них включает в себя огромное количество элементов. Любители компьютерных развлечений наверняка вспомнят такие фразы как «РПГ с элементами квеста» или «смесь стратегии и шутера».
А посему классификация будет построена на четырёх базовых понятиях:
1. Направленность
2. Активность
3. Платформа
4. Жанр

Для того, чтобы создать какую-то систему, перво-наперво стоит определиться с самим термином – игра. Как человек Интернета, я предпочитаю черпать информацию из Википедии:
«Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса, доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт, через непосредственное практическое участие».

Сразу можно выделить четыре момента, на которые направлены игры:
1. Эмоциональные переживания – преобладает развлекательная функция.
2. Новый опыт – преобладает развивающая функция.
3. Получение «приза» - главная цель игры заключается в наборе очков, которые имеют материальный эквивалент.
4. Соревнование, спорт – участники игры стремятся показать результат выше, чем соперники, при этом эмоции и материальная выгода мало зависят от результата и не являются основными стимулами участия.

К первой категории можно отнести те игры, в которых эмоциональные переживания играют первостепенную роль, процесс направлен на получение впечатлений, заряда позитива. По сути, фактически каждая игра в той или иной степени имеет положительный эмоциональный эффект, даже развивающие игры применяют систему поощрений, дабы стимулировать игроков к достижению результатов и изучению предметной области.
Примерами подобных игр могут служить классические «выбивала», «горячая картошка», «солдатики» или «куклы», и многие другие. Недаром часто говорят: главное, не победа, а участие. Ведь сам процесс, вне зависимости от результата, уже – «дивиденд», переживание, эмоции.
Ко второй категории можно отнести игры, в процессе которых значительную роль играют интеллектуальные качества: умение планировать, логика, опыт и память, умение обучаться. В таких играх физические или личностные качества других порядков играют заметно меньшую роль. Примерами могут служить всевозможные «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «найди пару», «пантомимы».
К третьей категории можно отнести все азартные игры, результат которых влияет на благосостояние участников и в значительной степени. Именно участники, т.к. делать ставки и зарабатывать на этом можно на любом процессе, имеющем однозначный и чёткий критерий оценки результата (проще говоря, от того, что на результат соревнований по синхронному плаванию делают ставки, не переносит этот вид спорта азартной игрой).
Примерами азартных развлечений можно назвать рулетку, игровые автоматы, покер и многое другое.
Последняя категория вбирает в себя практически весь профессиональный спорт, который имеет аналог и среди простых обывателей. К примеру, вы можете поиграть с друзьями во дворе в футбол или сходить на корт, насладиться теннисом, однако малоинтересным представляется эстафета вокруг дома или забег на 42 км.

Второй, но не обязательной, характеристикой любой игры является «активность». По большому счёту, она может принимать одно из трёх значений:
1. Интеллектуальные игры.
2. Подвижные игры.
3. Смешанные.

К интеллектуальным играм можно отнести любые игры, где результат зависит фактически только от умственных способностей участников, от их памяти, находчивости, способностей к анализу, логическому и ассоциативному мышлению, и прочее. К подобным развлечениям можно отнести «Что? Где? Когда?», любые карточные игры, где игрок может просчитывать расклад и вероятности (как пример - покер, двадцать одно).
Подвижные игры – название говорит само за себя. Основным критерием победы является физическое состояние играющих: сила, выносливость, ловкость, точность, рост, масса. И хотя это не значит, что в подобных играх люди не просчитывают минимально комбинации и ходы противника, однако значок мастера спорта в подобных соревнованиях пригодится больше красного диплома по философии.
Смешанные – баланс между интеллектом и физической кондицией, обычно можно наблюдать на различных торжествах или телевизионных шоу, от старого доброго «пройдите 15 шагов, называя на каждом имя девушки» до «Последний герой» или «Битва титанов».

Платформа может быть четырёх типов:
1. Поле (Field based).
2. Атрибуты (Attribute based).
3. Электронные приборы (CPU-games).
4. Безатрибутные игры (Non-Attribute games).

Игровое поле – ограниченное пространство, имеющее разметку, структуру, которые необходимы по правилам или сценарию игры. Типовыми примерами Field based игр могут служить футбол, хоккей, «Монополия», «Классики».
К играм с атрибутами можно отнести любое развлечение, для которого необходим определённый инвентарь, набор (часто – специфических) предметов, и только. Обычно это карточные игры, «фантики», «разбей осла», бытовой вариант бадминтона.
К CPU-играм можно отнести любую игру, для участия в которой необходим один или более электронных приборов с минимум одним микропроцессором: компьютерные, игры для мобильных, приставки, электронные игры типа тетрис и тамагочи. Деление по жанрам особенно развито именно среди этой категории игр.
Безатрибутные игры чаще всего не требуют атрибутов как таковых либо не имеют чётких правил по их применению: играть в «города» можно как с бумагой и ручкой, так и записывая использованные варианты на земле, в электронном виде или вовсе запоминать.

Жанровое деление игры на общей основе маловозможно, а для большинства не CPU-игр и не Field based данный атрибут отсутвтует.
В свою очередь компьютерная индустрия (отнесём к ней для простоты все игры данного типа) имеет достаточно обширное и развитое жанровое древо, в котором многие из них сочетаются, переплетаются до неузнаваемости.
Основными направлениями в данной отросли можно назвать:
1. Shooter\Action.
2. RPG - Role Play Game.
3. Simulator.
4. Quest.
5. Strategy.
6. Arcade.