emergency
20:21 25-01-2010 Justice: What's The Right Thing To Do?
На второй лекции значит приводят очередную гипотетическую ситуацию:

Предположим, вы доктор. У вас в реанимации пять человек которые скоро сдохнут если не пересадить им разные органы. А органов нет. И тут вы замечаете, что в соседнюю палату пришёл по какой-то мелочи совершенно здоровый человек и, значит, заснул.
Ну и вопрос, стоит ли разбирать его на органы чтобы спасти жизни пятерым или нет?

Все в аудитории отвечают что нет, мол, пускай пятеро дохнут. И тока одна рука тянется.
Лектор просит передать тому микрофон и студент значит говорит, что он дождался бы кто из пятерых первым ласты склеит, после чго разобрал бы его на органы и отдал бы остальным четверым.

Ггг, там сразу такая тишина в зале. Одновременно человек тристо осознали нехватку мозгов))

p.s. и там ещё на следующей лекции обсуждают реальное дело о канибализме в англии восемнадцатого века. и там такой негрила встаёт с дредами и выступает на стороне каннибалов)
Комментарии:
RR
22:15 25-01-2010
заставляет задуматься...
Tienn
01:05 26-01-2010
Гепотетическая ситуация связаная с решением какой задачи? Моральной? Или абстрактная?
morbid
01:56 26-01-2010
И это, что удивительно, никто не спросив ни воли умершего, ни согласия родственников, яростно считая, что труп человека - это как бе их собственность. Ну ок, чо..
emergency
09:55 26-01-2010
Задача - демонстрация, в каких условиях (и в каких философиях) работает принцип "наименьшего зла", а в каких - нет. И почему.

Кстати интересный вопрос. Вот предположим приходят родственники и говорят "Фигли вы наш трупец оприходовали? Да мы на вас в суд подадим". И подают.
И, значит, суд. На одной стороне доктор, который использовал труп для того, чтобы не умерло четыре человека, на другой - родственники, утверждающие, что труп он использовать права не имел.
Представим вы судья. На чьей бы вы были стороне?

Или, предположим, дело не в использвоании трупа. Предположим человек что-то украл, чтобы четверо других людей смогли выжиь? Предположим, кого-то ограбил для этого.

А если он украл/ограбил, чтобы выжить мог сам? Тут, понятно, виновен.
А если это ради десяти человек?
Ради сотни?

Где грань, за которой принцип наименьешго зла таки начинает работать?
morbid
13:33 26-01-2010
emergency ну я-то лично за практичность. Мертвый человек - это всего лишь символ в сознании нескольких людей, которым он при жизни был дорог. А по факту это биологический материал, который если необходимо, вполне можно использовать для спасения жизни других людей.

Но по закону - доктору этому будет грозить тюрьма и крупный штраф.

Что же касается "украсть ради спасения" - тут ситуация еще сложней. Потому как вот тот у кого украли - тоже ведь пострадает. Если украсть ради спасения надо у крупнооптовой компании - то она практически ничего и не заметит. А если последние деньги у какого-то конкретного человека - то может для него это окажется фатальным.

Все зависит от конкретной ситуации, абстрактные решения тут не работают.
emergency
14:45 26-01-2010
Обрати внимание на самое интересное в таких ситуациях:

Правильный ответ зависит от того - кто именно принимает решение.

Если решение принимает доктор в больнице - он ни за что не пожертвует человеком (и, фактически, своей свободой - ему ведь ещё сидеть потом) ради пятерых.
Но предположим, что ситуация идёт внутри космической колонии находящейся на относительном самоупралении.
Предположим что тоже самое решение должен принять глава колонии.

Очевидно, что правильный лидер не колеблясь примет решение пожертвовать одним ради пятерых и возьмёт всю ответственность на себя.
И никто его не осудит.
А доктора - наоборот осудят.

Почему так?
Потому что ответ зависит от точки зрения. Если дело происходит внутри системы, за которую ты считаешь себя отсветственным - принцип наименьшего зла работает.

Если он поисходит внутри системы, где ты считаеш себя просто частью, не отвечающей за всю систему в целом - он не работает.

Чем выше ты чувствуешь свою ответственность за систему (общество, окружающих, и т.п.) - тем с больше вероятностью принцип будет рабоать.
Тем с большей веротяностью ты пойдёшь на жертву и примешь ответственность.

То есть логически принцип наименьшего зла - верный.
Но работает он только "внутрь". Потому что это принцип направленный на целостность.
"Наружу" сохраняющие принципы не работают. Только деструктивные.
morbid
16:58 26-01-2010
Все же задам вопрос, благодаря которому смысл самых трезвых суждений принимает порой другую форму.

И что?
emergency
17:06 26-01-2010
Не знаю.
А ты чего-то ещё ждал?

(о каких собсно формах речь? а то я не понял)
RR
18:03 26-01-2010
morbid, emergency - вы нашли друг друга...
emergency
18:13 26-01-2010
Ну, в данном случае мне просто интеречно само это размышление.
Я тут в каментах скорее сам для себя размышляю его.
morbid
19:02 26-01-2010
Просто во всех вышеозвученных примерах - есть конкретный человек с вполне конкретной ответственостью и определенными правами эту самую ответственность на себя брать. Грубо говоря доктор - не может распоряжаться чужими телами и жизнями. А командир космической колонии, где ему дана максимальная свобода действий - может и должен любой ценой сохранить максимальное количество людей, пусть даже ценой жизни одного. Не вижу тут каких-то хитросплетений особенных.