В выходные ходили в
Школу драматического искусства на Сретенке
Новое здание, с интересной архитектурой залов. Например, «Глобус», где мы были, имитирует расположение сцены и зрительских мест Шекспировского одноимённого театра. Само по себе довольно необычно – всего один ряд стульев вокруг очень камерной сцены, которая ездит вверх-вниз, как лифт.
Но само действо ещё более необычно. Во-первых, читав ранее текст
пьесы Хармса, я совершенно не мог себе представить, как можно на сцене отобразить вот такой текст.
Грусти полны ваши неги
синих морок и луны,
это к буквам абевеги
мчатся ваши каплуны,
это, сделав дикий крик,
мчится разум, ошалев,
нашей мысли материк,
сокол духа, тела лев.
Так любовь из тела недр
разгорается как пламя,
и любви могучий кедр
над рассудком держит знамя.
Тут являются сомненья --
дара мира страшный ров,
меч натуры, гром смятенья,
гриб желудка, страсти кров.
Сохнут реки наших знаний,
в нашем черепе великом
скачет стадо быстрых ланей,
наполняя воздух криком,
полным неги. Это грех --
череп треснет как орех.
Ребята молодцы. Они это спели (потому называется «опера»). Не могу сказать, что я в восторге, но молодцы. Отличные голоса (пели акапелла), прекрасные напевы: то церковные, то народно-фольклорные – в результате смысл (или бессмыслица, кому как) хармсовского текста уходит на второй план. Остаются поэтика слога: ритм, размер, которые качаются на волнах голосов. В результате пьеса обретает какой-то особый, надсмысловой пласт, который сам Хармс, наверное и не подразумевал, но он явственно ощущается сидящими в зале. Причём, думаю, в видео версии это всё мгновенно потеряется.
Так что, если кто мне скажет, «зачем ходить в театр, что там мне покажут такого, что я не увижу в кино» – у меня есть ещё один ответ с конкретной адресацией. :)
Рецензии на оперу
1.
2