Самара Морган - Девочка из колодца.
Она посетила меня во сне ещё до того, как я увидела этот фильм целиком. Некоторые образы захватывают меня с первого же упоминания о них, как явления чистейшего зла или страдания. В том сне я осознавала, что лежу в кровати на левом боку, и вижу комнату в серо-синей дымке. И ощущала на себе ледяное веяние то ли сквозняка, то ли "её дыхания", как я в том сне поняла.
В японской версии - Садако Ямамура (любопытно, в романе этот персонаж - гермафродит, фактически парень с женской внешностью - о как, только что узнала). К тому же у Садако был реальный прототип - девушка, обладавшая некоторыми её экстрасенсорными качествами. Но в данном посте речь только о фильмах и моих впечатлениях.
При жизни Самара обладала массой интересных качеств, не спала ни разу в жизни, могла часами сидеть или стоять на одном месте. Внушала пугающие образы и могла проявлять на фотоплёнке нужные ей изображения (если не ошибаюсь - фотокинез - способность управлять светом. Или же проекционная термография). Видимо, некоторые эти качества наследовались её призраком, смогла же она записать на кассету тот маленький шизофренический фильмец.
Признаться, более окутанного тайной персонажа я не встречала. Не знаю, как авторы закрутят сюжет третьего фильма, как объяснят появление феномена Самары. Надеюсь, не испортят атмосферы, созданной первыми двумя частями. В любом случае - Самара-призрак вызывает у меня больше сочувствия, чем её жертвы. Она как символ платы за все преступления взрослых против детей.
В японской версии мать Садако отнесла свою новорожденную дочь под скалу, куда такие же матери уносили нежеланных детей, чтобы бросить их там и позволить приливу погубить их. Младенец пролежал в одиночестве на этом месте гибели сотен себе подобных, кажется, сутки. После мать одумалась и вернулась за ней. Но этих суток хватило, чтобы ребёнок превратился в чудовище.
В американской версии жестокость матери по отношению к новорожденной Самаре объясняется ясновидением матери, которая знала, что некое существо, вышедшее из вод другого мира, вселилось в её дитя. Наверное, и у приёмных родителей был повод убить Самару. Это не умаляет чувства жуткого одиночества больной, всеми отвергаемой девочки. Которую сперва принудили жить на чердаке в полной изоляции, затем заперли в колодце, оставив умирать в тоске и безумии.
Как бы ни была фантастична идея фильма, таких детей, как Самара, более чем достаточно. В фильме родителей не наказали за жестокое обращение с девочкой, никому не было до неё дела. Никто не попытался отыскать её тело, хотя если бы хоть кто-то позаботился, её можно было бы спасти.
В какой-то деревеньке умер 4-хлетний мальчик. Он жил в собачей будке, собака делилась с ним едой, которую иногда подбрасывали вечно пьяные родители. Но от недоедания мальчик умер. О том, как с ним обращались, знали все соседи. Самара, где ты?
На прошлый Новый Год в Ростове замёрз насмерть годовалый мальчик, родители бросили его в гараже, где жили, и отправились праздновать. Самара, где ты?
Она как символ границы между жизнью и смертью, между любовью и отречением, между миром взрослых и миром детей.
На свете нет более бесправного существа, чем ребёнок. По исследованиям, проведённым несколько лет назад, подавляющее большинство детей живут за чертой бедности (по уровню трат на них родителей).
"Ей нужна мама"