«Тем более год тому назад остроглазый охотник Тендел, побывавший в городе, принес оттуда неслыханную весть.
-- Светопреставление! -- закричал он, вступая в Чегем, и рассказал об увиденном.
Оказывается, он шел вечером по городу и заметил возле одного магазина старуху с ружьем в руках да еще с глазными стеклами на носу, сторожившую магазин. Старуха с ружьем в руках, охраняющая магазин, да еще в очках -- это потрясло воображение чегемцев.
Многие чегемцы нарочно ездили в город посмотреть на эту удивительную старуху. Они подолгу стояли поблизости от нее, жалея ее и удивляясь такому варварскому обращению со старой женщиной.
-- Чтоб я оплакал тех мужчин, что выставили тебя на позорище, -- говорили одни по этому поводу.
-- Бедная, -- говорили другие, -- вместо того чтобы возиться с внучатами, она с ружьем в руках и с глазными стеклами на носу сторожит казенный магазин.
-- Что случилось с русскими, -- разводил руками кто-нибудь из чегемцев, -- какая порча на них нашла, что они своих матерей выставляют сторожить магазины?
-- Да они всегда такими были, -- находился какой-нибудь скептик.
-- Нет, -- качал головой кто-нибудь постарше, -- мы их помним совсем другими.
……
-- Что случилось с русскими? -- с каким-то недоумением и горечью врем от времени вопрошали чегемцы, сколько я их помню.
Я думаю, вопрос этот впервые прозвучал, когда чегемцы узнали, что Ленин не похоронен, а выставлен в гробу в особом помещении под названием "Амавзолей".
Предание покойника земле для чегемцев настолько важный и неукоснительный акт, что нравственное чувство чегемцев никогда не могло примириться с тем, что мертвый Ленин годами лежит в помещении над землей, вместо того чтобы лежать в земле и слиться с землей.»
«Сандро из Чегема» Книга 2. Фазиль Искандер