Девятые врата **** (или ***)
(с) Зау Таргиски, 2002
Ну вот, посмотрела.
А фильм действительно сильный. Он оставляет вот то, о чем я говорила, - некую атмосферу, состояние души: так, что ты думаешь о нем и после того, как по экрану пойдут титры.
Я-то ожидала снова увидеть что-то типа "Омена", снова что-нибудь про борьбу Хороших Ребят с Плохими Ребятами.
- Зау, тебе какие мальчики больше нравятся: светленькие или темненькие?
- Мне нравятся УМНЫЕ!
Да, именно так. А поскольку "хороших ребят" в фильмах типа "Омена" отличает жуткая неповоротливость мозгов и медлительность, а "плохие ребята" всегда терпят полный провал (и Чапай никогда не доплывает до другого берега), то с просмотром Врат я тянула. Ну в лом мне было смотреть еще одну серию "Ну, погоди для взрослых".
А все оказалось совсем иначе.
Начну с того, что в фильме морализаций не было вообще. Я их все время по инерции ожидала, и сильно удивлялась в начале фильма: неужели вот ЭТОГО товарища - главного героя, у которого понятие совесть напрочь отсутствует (последним в очереди стоял, когда раздавали), вдруг прошибет "добропорядочная сознательность", он схватит в руки крест и пойдет крушить все и вся во славу господа?
Нет, не прошибла, не схватил и не пошел. Я, честно говоря, вздохнула с облегчением.
Потому что фильм не о добре и зле, по счастью. Он просто о Девятых Вратах и о том, как в игре за обладание ключом к этим вратам главный герой этот ключ обретает и уходит во Врата.
Сначала, когда на арене действия появились различные члены "дьявольских орденов", я поморщилась. Потому что заранее представила себе все атрибуты, которыми их украшают в фильмах. Ан нет, обошлось…
В фильме нет "тупых обкурившихся зомбированных дьяволопоклонников", как обычно представляется в фильмах. Те, кто был показан во "Вратах", умны (в большинстве своем) и знают чего хотят.
Когда под конец фильма главный герой, подходя все ближе и ближе к своей цели, сталкивается с подобием черной мессы, я поморщилась. Потому как те, кто собрались там, выглядели как стадо идиотов, уж извините. Думаю: "Ну вот оно, начинается!" Но они и были задуманы как стадо. Стоило на их глазах произойти чему-то из ряда вон выходящему, как они разбежались с воплями. Это был просто скучающий народ, нашедший себе развлечение, и именно в этой роли они и выступали в фильме.
Когда главный герой, еще ближе к концу фильма, лицезреет, как пытается открыть Врата его клиент, готовый ради Врат абсолютно на все, как он полузавывает в экстазе и именует себя равным богу, как обливается бензином и поджигает себя, я поморщилась снова. Клиент был похож на сбрендившего на желании власти старика. Но таким он и был. И потерпел поражение, потому что у него не было ключа. Была самонадеянность.
Когда же главный герой обретает последний ключ, он просто уходит во Врата. Безо всякой помпы. Без завываний. Без хохота и языков пламени. Без обливания себя бензином. Без облачения во все черное и истеричных воплей "Я один познал замысел Господина!"
Он просто уходит, потому что он обрел ключ, и потому что его приняли. Все.
Все на полутонах. Нет грубой игры. Вот чем хорош еще фильм - ты НЕ ЗНАЕШЬ сюжета. Обычно это только главный герой ни о чем не догадывается, а зритель давно уже все понял и изнывает от тупости героя, который хлопает ушами и моргает глазами. Смотря Врата, ты понимаешь ровно столько же, сколько и главный герой. Ему кажется? И тебе кажется. Обман зрения, фикция, ловкость рук и никакого мошенства…
И ты так же трясешь головой, как и он: "тьфу ты, показалось…"
Он находит последний ключ в очень спокойной обстановке, безо всяких смертей на этот раз и безо всяких катаклизмов - листок просто соскальзывает к нему со шкафа, который выносят рабочие. Все тихо и спокойно. Все вышли из игры, и лишь ему остается сделать последний ход. И никто не бросается ему наперерез и не орет "Ты предаешь бога! Остановись!"
Никого он не предает. Он просто обрел ключ и просто понравился тем, к кому он шел. Ему остается сделать шаг. Он его и делает.
Помогали ему? Да, помогали… Игроков было много, а выбрали - его.
Логично, пожалуй…
Нечестно по отношению к остальным? А кто знает, как это - "честно"? И кто сказал, что игра должна быть "честной"?
Правда, одно было плохо: мне страшно хотелось быть обладательницей всех этих стоящих на полочках и лежащих на полу книг… Слюна выделялась обильно, как у собак Павлова на лампочку. Вслед за чем захотелось ломануться в ближайший книжный и скупить там все, чтобы хоть как-то загасить пламя чернющей зависти и жадности, обуявшей меня :-))
Но в магазинах таких ценных фолиантов не продають… Увы и ах (Зау грустно вздыхает, подперев морду лапой).
В общем, хороший фильм. :-)
Я тоже этот фильм люблю. И рецензия мне тоже понравилась.