Это, скорее, не рецензия, а некоторое количество мыслей, связных и не очень, по результатам чтения. Присутствует некоторое количество спойлеров.
Люблю книги Хэррис. Они интересные, захватывающие и полны волшебства. С него и начнем. В «Леденцовых туфельках» его… много. Даже не так. Его там МНОГО. То есть если в «Шоколаде» магия была как легкий аромат шоколада на грани восприятия, и читатель мог выискивать ее крупицы, либо же позволить запаху вести себя, не разбирая, иллюзия ли это, интуиция Вианн или действительно магия, то в «Туфельках» - совсем другое дело. На нас изливаются потоки магии, она захватывает, несет в торнадо, подчиняет все органы чувств, сопротивление бесполезно! Кому-то нравится, а по мне – так многовато. На полутонах, ИМХО, оно все же изящнее смотрится.
Итак, Вианн в начале книги… Постойте, а где Вианн? А, она сменила имя. Теперь она Янна Шарбонно. Но что это? Кажется, вместе с именем ушла та женщина, которую мы знали по Шоколаду. Та сильная, смелая, волшебная (опять это слово!) женщина в красных туфельках. Она боится, она прячется, она мучительно впихивает себя в рамки «нормы», и тому есть причина. Ее преследуют «святоши» - «нормальные» люди, которые переживают за женщину без особых средств и с больным ребенком. Беги, Янна, беги, они хотят отнять у тебя твое волшебное дитя, твою недавно рожденную дочку Розетт.
Розетт, эльфийское дитя, которое видит то, что не видят другие, которая то и дело совершает «случайности» - так теперь называется у Янны волшебство. Ребенок с генетическим заболеванием, если быть откровенными. Cri-du-chat – это не поэтическое преувеличение, это (нифига себе!) синдром Лежена. Почитайте там по ссылкам, дело обстоит куда грустнее, чем может показаться при чтении «Туфелек».
А у старшей дочери, Анук, которую теперь зовут Анни, подростковый кризис. Непонимание с матерью, проблемы в школе, первое увлечение, которое и влюбленностью пока назвать нельзя, и неожиданно появившаяся взрослая подружка Зози.
Зози – это свежий ветер, вихрь в болоте, которое так любовно обустроила себе для страданий Янна. С самого начала ясно, что она – та еще темная лошадка, та самая, от которой «Честного не жди слова,/ Я тебя предам снова». Но ей симпатизируешь! С первых страниц она – единственное живое существо среди застывших форм и жизни в половину силы.
Вообще, когда тщательно выстроенные Янной для самой себя казематы начинают рушиться, чувствуешь некоторое облегчение. Может, она хоть теперь будет хоть немного похожа на ту, что мы знали и любили под именем Вианн? Не особо это заметно, честно говоря. Слепота ко всем, начиная от собственной дочери, через образовавшегося рядом мужчину Тьерри, и заканчивая Зози, которая не особенно-то и скрывает себя, скорее, наоборот.
Кстати, о Тьерри. В книге он выведен эдаким оплотом мещанства, грубым мужланом, который только и хочет, что заключить волшебную и воздушную Женщину в семейные узы, упрятать в тюрьму свежеотремонтированной квартиры, а до этого – взять ее грубой силой. Да, а еще он называет ее желтой рыбой! Гхм. Розетт – странной.
Но давайте попробуем посмотреть с другой стороны. Женщина с двумя детьми, выбивается из сил, ее хочется приласкать, помочь, согреть. Она считает себя сильной, но Тьерри-то знает, что она слаба (сильная Вианн так тщательно и самоотверженно играла роль слабой Янны, что ей поверили!), старшая дочь отбилась от рук, а младшая дочь - неполноценна, пусть несчастная женщина не хочет этого признавать. Тьерри ее прекрасно понимает, он знает, что это значит – иметь неполноценного ребенка, какую рану это оставляет в душе. И вот он хочет заботиться о ней, любить ее, защищать. А что секса хочет – извините. Он не мальчик, она – тоже не девочка, с двумя-то детьми. Он же не поматросить и бросить хочет, он вполне официально сделал ей предложение, и она его, заметьте, приняла. Что видит Тьерри? Динамо обыкновенное. Еще и связанное с каким-то подозрительным прохиндеем Ру, который, как наш «мужиковатый мещанин» уверен, украл у него большую сумму денег. Но, заметьте, полиция не накрыла всю шайку «на тепленьком», интересно, почему?
В общем – типичная история этакой Девы, Богатой Духовно, и несколько приземленного человека. Это если мы упускаем из виду, что в роли Девы, Богатой Духовно – наша любимая Вианн. А так, конечно, да, мы негодуем и трясемся от отвращения при описании талантливой писательницей бесчинств, творимых мерзким самцом.
Продолжим о самцах. Ру. Вольный ветер, вечный странник, ведущий с Вианн (он думает, что она Вианн!) нерегулярную переписку, не знающий, что у него есть дочь, не узнающий ее при встрече. И «бразильские страсти» с тайной отцовства, которые меня, признаться, порядком покоробили при чтении. Вианн, фактически, решила за него, что для всех будет лучше. И приготовилась этот крест с честью и страданием нести. Жаль, счастливый конец обломал планы.
Кстати, интересный вопрос. В конце «Шоколада» Ру был с Жозефиной. В «Туфельках» же это имя даже не упоминается. Не было такого человека. Понимаю, ради сюжета можно «мелочами» пренебречь. И без того книжка получилась весьма объемная. Но… Жаль ее. Начавшая подниматься с колен с помощью лучшей подруги и неожиданно обретенного любимого мужчины женщина… Представляю, каково ей, «второстепенному персонажу», заброшенному всеми ради новых приключений Главных Героев.
Финал… Он какой-то уж очень… гм. Объединение Рода, семейные ценности, кто победил – тот и добрый.
И, хоть в конце все, кажется, налаживается, зло наказано, добро торжествует, воссоединение семьи и все такое – неприятное остается впечатление.
Вариант у меня был – что автору просто пришла мысль об офигенном сюжете, о Гекате, пиньятах, колдовстве и борьбе добра со злом. И. чтобы не плодить сущности, она воспользовалась уже имеющимися. Тем более, читатели (и так любящие ее творчество) вдвойне охотно раскупят книгу о любимых персонажах. И вот несчастные персонажи кромсаются, гнутся и подгоняются под сюжет. Поскрипывают, но подчиняются писательской руке.
Если в конце «Шоколада» я практически любила героиню, то в «Туфельках» я не могу сказать такого. Скорее, чувствую предательство. Вианн, наколдовавшая себе несчастье, буквально призвавшая его. Эгоистка, решившая все за всех – за дочь, за любимого, за посторонних, и старательно вгоняющая всех в рамки своих решений.
И ведь знаете – это я о любимой писательнице так, чье творчество я ценю, люблю и уважаю. А представьте, что я бы могла сказать о нелюбимом авторе?
И еще. Как говорили учителя литературы «чему учит нас эта книга? Тому, что никому нельзя верить. Лучшая подруга хочет украсть у тебя личность и жизнь. За все добро, полученное от людей и от жизни, тебе придется заплатить кровавым потом, слезами и страданиями. Просто так добра никто не делает. Кругом враги!