BlackDrago
17:59 19-07-2010 Михайловская батарея
вроде как двух суток должно хватить, чтобы рот закрылся, восторженные охи превратились в осмысленные слова, которые сложились бы во что-то похожее на рассказ об увиденном. Акын, приятно познакомиться.

Первое, что бросается в глаза - отличие по цвету Михайловской батареи от Константиновской, сияющей белыми стенами и... нежно-зеленый (честно говоря, вызывающий воспоминания о людях, очень слабо переносящих морскую качку) огромный баннер "музея вооруженных сил Украины". Сразу скажу, кроме этого баннера, являющегося плодом творчества креативщиков от ВМСУ, о мифических вооруженных силах в музее - ни слова. И это очень радует.
Алексей, пресс-секретарь проекта "Легендарный Севастополь", встретил нас у входа на территорию - улыбчивый молодой человек, приятный в общении, разбирающийся в истории батареи и Города. Он начал рассказ о музее, 160-летней истории Михайловской батареи, о владельцах основной части экспозиции - братьях Шереметьевых, об отношении и помощи местной администрации...
Андрей, фортификатор из Киева, прикипевший душой к Севастополю. Его бы я слушала часами - знания по данной батарее, по вооружению, по фортификации в общем, как и умение подать тему и заинтересовать собеседника - на высоте. На данный момент его работа состоит в том, чтобы подобрать материал, которым можно заменить уникальный килен-бальский камень - более кристалличный, чем обычный известняк. Стены батареи пострадали от обстрелов и в некоторых местах требуют укрепления, ноп роблема состоят в том, что весь камень Килен-балки уже вырезан и такого же взять просто больше негде. Придется вспоминать искусство алхимии и проводить тесты на "приживаемость" более современных материалов. Андрей рассказал и об уникальной конструкции батареи, которая от навесных попаданий... укрепляется. Использование камней клиновидной формы позволяет даже сохранить следы от попаданий и разрывов немецких снарядов во время Второй обороны Города без реставрации - окно на башне, конечно, получилось необычной формы, но своих свойств от этого не потеряло
Выставка техники на улице пока не очень большая, но самолет палубной авиации и турбины фрегата мило соседствуют с пушкой Кане и побитым жизнью ботом, вполне возможно, помнящим еще эту батарею более молодой. Некоторое удивление вызывает неведомо как затесавшаяся в эту сугубо военно-морскую кампанию мраморная ванна, привезенная из Евпатории, но я же не знаю, чьи тела могли отмокать в этой ванне...
У входа скучает однофунтовый единорог на низком орудийном станке, впервые воссозданном точно по чертежам 19 века, вплоть до болтов с четырехгранной головой; датировка на пушке говорит о том, что, возможно именно это орудие участвовало в Первой обороне Севастополя. С другой стороны двери лежит английская пушка, поднятая, в свое время, из моря. Не смотря на листочки с просьбой не лазить на экспонаты, пушки и станки становятся местом отдыха для приходящих в музей детей и взрослых.
Внутри здания прохладно, спасибо тому самому камню, который легко поглощает и легко отдает влагу в воздухе - именно поэтому стены батареи не белятся и не затираются всякими шпаклевками и прочими строительными мудростями. Часть ступеней, ведущих на второй этаж, сохранилась с первых дней батареи, как и часть покрытия пола. Кстати, напольным покрытием в казематах батареи, где стояли орудия, служил асфальт; теперь же там "палуба" из корабельной доски.
В угловом каземате, на своем родном месте, стоит еще один однофунтовый единорог, только на высоком крепостном станке, также изготовленном специально для этого музея. Не сразу и верится, что эта махина не только довольно легко крутится, но и вполне себе стреляет. Работники музея говорили, что хотели подшутить над уходившим из бухты французом, выстрелив ему вслед, но решили не рисковать международными отношениями
Сохранены практически все функциональные элементы, вплоть до продушин в стенах для вентиляции, колец для крепления орудия и крюков в потолке, с помощью которых орудия ставили на место. Кстати, не смотря на 16 десятилетий прогресса, многие экспонаты поднимались на второй этаж именно таким способом - на цепях через крюк
Первое, что бросается в глаза - особенность структуры батареи - анафилада казематов, уходящая вдаль, и ряд печей-голландок. К моему восторгу - абсолютно аутентичных, стоящих на родных исторических местах и, как и многие экспонаты музея, действующих. Я даже получила приглашение прийти погреться, когда будут их запускать, где-то в октябре-месяце. На простенках казематов, напротив печей, висят не менее историчные фонари, также сделанные по чертежам того времени. А дымчатое "прикопченное" стекло успешно маскирует современную энергосберегающую лампочку.
Каждый каземат отведен под определенный временной промежуток, витрины (кстати, тоже очень красивые, основательные, отвечающие замковому вневшему виду батареи) заполнены _оригиналами_ документов, газет, книг, плакатов, посуды, формы, утвари и оружия соответствующего периода.
Отдельно надо сказать про аудио-оформление музея. Я не знаю, новинка это или нет, но у нас я такого не видела - в некоторых казематах стоят "музыкальные тумбы", имеющие 3-4 композиции на выбор, относящиеся к определенной эпохе - можно просто нажать кнопку и послушать музыку... или обращение... Наверное, я так и не определилась с господствующим типом своего восприятия, но внутрений аудиал просто кайфовал, когда переход между эпохами сопровождался еще и музыкой: Царские марши - Уходили мы из Крыма - Утесов... и все это медленно, постепенно. Пир для духа, одно слово.
Наверное, все же два дня мало, и я никак не могу уйти от превосходных форм выражения, но... еще одна жемчужина коллекции - авторская панорама "атака кавалерии в Балаклавском сражении". Стеклянная витрина 2 на 2,5 метра, а внутри... сотни людей, лошади, знамена, пушки, оружие, вплоть до потерянной кем-то и воткнутой в землю шпаги. Автор, кстати, тоже был рядом и даже вел чуть позже экскурсию для посетителей батареи.
Пришлось батарее поработать в том числе и госпиталем. Инсталляция этого времени настолько живая, что на первый взгляд напугала даже кое-кого из работников музея, решивших что восстановительные работы все же не обошлись без жертв.
В коллекции музея находится даже такая редкость как знак Ордена Святителя Николая Чудотворца I степени, которых всего в мире сохранилось два.
В 30-е годы в Михайловской батарее располагалась казарма, ее быту также посвящен один из казематов.
Во время Второй обороны Города, батарее пришлось сменить направление и обороняться с суши, внутри были установлены пулементные точки. У некоторых ветеранов, приглашенных на открытие музея, говорят, эта инсталляция вызывала нешуточное волнение. Ведь кто знает, здесь или нет, но, возможно, это их окровавленные тельняшки лежали на патронном ящике, служившем табуреткой, возможно это их пачка сигарет осталась недокуренной на оставленной позиции...
Наверное здесь длины поста просто не хватит, чтобы рассказать о каждом каземате, о каждой витрине и о каждом экспонате музея. Боюсь, что и его живой дух я не передам - это надо видеть.
А ведь есть еще и крыша - особой конструкции и особой формы для обеспечения дренажа - она также служила для установки самых легких орудий. В 30-е годы там поместили столовую и надстройку, которую в наше уже время пришлось сносить - батарея должна выглядеть так, как ее построили изначально, такой вердикт вынес ученый совет.
А между вторым этажом и крышей - не менее историчный и не менее интересный в плане свой историчности "документ" - стена плотно исписанная ДМБшными посланиями. Упорству тех, кто оставлял там автографы можно иногда и позавидовать. Самая ранняя надпись, найденная мной - 1964 год, всего-то за 18 лет до моего рождения

Не все и не всегда умеют ценить то, что им досталось. Так и Михайловская батарея до недавнего времени оставалась лишь тихо разрушающимся складом никому ненужного мусора, давно просроченных средств химзащиты и прочего околовоенного барахла. Казематы были заложены камнем, стены забелены, здание задыхалось. И нашлись люди, которые за 100 дней провели просто титаническую работу, вернув батарее дух и душу... но об этом я уже говорила.

74 фотографии. Я надеюсь вернуться и увеличить этот альбом. Очень бы хотелось. там просто мне хорошо.