Япония в средние века - страна самурайских кланов, бесконечно воюющих между собой, страна весьма древней, запутанной и изощренной генеалогии возводившей любого самурая к императорам и героям древности. Институт императорской власти к XIII в. давно утратил свое значение. Отойдя в тень, он уступил реальную власть сёгунам из того или другого клана. Все это государственное образование так и называлось - сёгунат.
Сёгун - термин, изначально означавший "военачальник", выдавался время от времени на время походов, со временем же, изменился и к началу XII в. к значению "военный диктатор", или "носитель реальной высшей военной власти". При этом император оставался символом нации, её признанным главой.
Кроме императора и сёгуна в Японии существовала третья сила, не уступавшая по силе сёгунам. Ею были буддийские монахи. Принявшая буддизм ещё на заре истории Япония, располагала немалым числом монастырей самого разного размера. Например, монастырский комплекс в Нара (столице императорской Японии до 794 г.) включал в себя минимум семь монастырей. Другое крупнейшее скопление монастырей возникло на горе Хиэй, недалеко от новой столицы - Киото.
Монастыри находились в постоянной вражде между собой, вовлекая в свои усобицы императора, в качестве третейского судьи. Для усиления военной мощи монастырей простолюдины всеми удобными средствами завлекались в монахи. Обучение же монахов воинским искусствам происходило весьма широкомасштабно, так что уже в XI-XII вв. монастыри располагали десятками тысяч вооруженных монахов, уровень подготовки которых не уступал самурайскому. Неоднократные претензии к престолу выливались в частые посещения монашеских отрядов в Киото. Именно отсутствие достаточных военных сил для защиты от монахов заставило императорский двор обращаться могущественным самурайским кланам (и тем самым показать свое бессилие), не замедлившим воспользоваться этим для оттеснения императоров от власти .
Окончившаяся недавно война Гэмпэй (1180-1185), завершившаяся грандиозным сражением 24.04.1185 при Дан-но-ура (в Симоносекском проливе) и полным уничтожением клана Тайра другим кланом -Минамото, породила множество недовольных. Лишь абсолютным военным превосходством сёгунату Минамото удавалось сдерживать открытые выступления противников.
Тем не менее в начале века был поднят ряд мелких восстаний. Причины их были весьма разнообразны. В феврале 1201 г. самурай из области Этиго, Дзе Нагамоти, поднял мятеж в столице, одновременно прося императора Готоба (1198-1210) о приказе выступить против сегуна. 1. Император приказа не отдал, и мятежники бежали в область Есино, где и были переловлены.
Племянник Нагамоти, Сукэмори, поднял восстание, укрепившись в замке Торидзака. Замок был взят карательной экспедицией Сасаки Морицуна (март 1201). Сукэмори удалось скрыться.
Тем временем обострились отношения между камакурским сёгуном Минамото Ерииэ (1199-1203) и фактическим правителем, Ходзе Токимаса (1199-1205. Разгульная жизнь Ерииэ явилась для Токимаса формальным поводом принудить молодого сёгуна к отречению. Постригшийся в монахи Ерииэ был убит подосланными Токимаса убийцами (1204).
Новый сёгун, Минамото Санэтомо (1203-1219) был еще мальчиком, за него правили его мать и новый сиккэн, Ходзе Еситоки (1205-1224).
В стране было по-прежнему неспокойно. В апреле 1204 г. поднялось крупное восстание в провинциях Ига и Иса. Об успехах восстания говорит факт бегства губернатора провинции. Лишь экспедиции Хирага Томомаса, столичного наместника, разгромить повстанцев, и захватить их предводителей.
Неприязнь сиккэна Ходзе Токимаса послужила поводом еще одного мятежа. Невзлюбив одного из своих многочисленных зятьев, Хатакэяма Сигэтада, он приказал убить его сына в столичном доме последнего. Бросившийся на выручку сына, Сигэтада, встретился с многочисленным сёгунским войском при Цуруминэ и пал в бою. "Вся страна сожалела о нем, считая его невинной жертвой". В августе 1204 были розданы его многочисленные имения.
1213 год принес новые треволнения: в июне охрана сегуна в ожесточенном бою отразила в столице атаки отрядов клана Вада, предотвратив тем самым переворот, в конце сентября пришлось посылать войско на подавление последнего сына Хатакэяма Сигэтада, поднявшего мятеж в горах Никко. Клан Вада попытался было еще раз возмутиться в Киото, но был окончательно разбит (1214).
В начале 1219 г. сёгун Санэтомо двинулся на поклонение в обитель Хатимана и поднимаясь по ступеням был убит своим племянником, Куге, надеявшимся самому стать сёгуном. Со смертью Санэтомо прекратился род сёгунов Минамото. Сёгуном стал Фудзивара Ерицунэ.
Восстание Минамото Дзэндзе в области Суруга было моментально подавлено войсками нового сёгуна (весна 1219).
Убийство сёгуна Ерииэ возродило при императорском дворе надежду на восстановление авторитарной власти. В 1221 г. приготовления к борьбе с сёгунатом были закончены. Тогда в Киото находилось одновременно три императора: экс-правители Готоба (1198-1210), Дзюнтоку (Цутимикадо)(1210-1221) и действительный император Кудзе (1221). Как старший по возрасту, Готоба принял на себя командование войсками.
В начале июня Готоба открыто начал восстание. Собрав 1700 всадников, он разбил сёгунский отряд, охранявший Киото и поспешно начал мобилизацию. Немалую поддержку воинами оказали ему монастыри, тяготившиеся властностью сёгунов.
Ответные мероприятия сёгуна не заставили себя ждать. Мощь его армий росла поминутно и вскоре достигла огромной цифры в 190 000 воинов, это было, разумеется, несопоставимо с контингентами императора, начитывавших в своих рядах семнадцать тысяч человек.
22.06.1221 состоялось совещание императорских военачальников, на котором было принято решение ввиду численного превосходства неприятеля придерживаться оборонительной стратегии. Полководцы Мидзаки Саданори и Нисина Морито были назначены в провинцию Эттю, а войскам Фудзивара Хидэясу и Миура Танэеси, разделенным на девять отрядов, были препоручили области Овари и Мино.
На них первых и обрушилось наступление сёгунских армий. Полки воевод Нобумицу и Нагакие (40 000 солдат) подошли к реке Оигава и форсировали её у Ои, при этом был разбит прикрывавший переправу императорский военачальник Оути Корэнобу.
При известии о поражении при Ои, вся групировка Хидэясу и Танэеси начала отход ко второй линии обороны - к Удзи и Сэта. На позициях остались лишь небольшие отряды Ямада Сигэтада и Кагами Хисацуна (не желавшие отступать), разбитые один за другим наступающими сёгунскими дружинами.
Паломничество императора Готоба в монастырь Хиэйдзан, дало ему мощное подкрепление в лице нескольких тысяч вооруженных монахов. Также и монастыри Нары прислали в войска императора тысячи своих послушников Тем временем, разделенные на пять армейских групп, рати сёгуна продолжали двигаться к Киото...
Реорганизованная и усиленная монашескими контингентами, императорская армия окопалась на переправах у Сэта, Удзи и Едо. Стоявшие у Сэта две тысячи монахов во главе с Ямада Сигэтада отразили все атаки войск воеводы Токифуса, но линия обороны оказалась прорванной в других местах. С огромными потерями форсировав реку у Удзи, Ходзе Ясутоки нанес поражение противостоявшей ему главной армии императора (включавшей десять тысяч монахов) генералов Минамото Аримасы и Фудзивара Норимоти. Армия Фудзивара Таданобу прикрывавшая Едо, также была разбита и отброшена.
Отступающие полки императора укрепились в проходах Камбара, разбитые там, они попытались оказать сопротивление войскам сегуна при Итибури - и снова неудачно. Следующая битва произошла при Тонамиям,. где армия императора по существу прекратила свое существование. Самураи сёгуна наводнили Киото, арестовывая и казня сторонников императора. Всех членов императорской семьи, принимавших восстание в мятеже, отправили в ссылку. Так закончилось восстание 1221 г.
Пятьдесят лет, прошедших после восстания Япония наслаждалась глубоким миром; крестьяне сеяли рис, монахи вернулись в монастыри, самураи, точа в своих поместьях ржавеющие мечи, молили Небо ниспослать им какого-нибудь врага.