Далее идёт средняя школа, 5-8 (возможно, и 9) классы. Друзья всё больше и больше занимаю места в жизни детей, появляются кумиры, родители и школа теряют позиции. На этот период приходится половое созревание, первые конфликты поколений, возможна частичная смена старых приоритетов, предпочтений, привычек на новые. Достучаться до ребёнка всё ещё можно, но уже сложно.
Как уже говорилось выше, не перегните палку. В этом возрасте возможны некоторые серьёзные отклонения от того, что вы лично считаете нормой, особенно если ваш ребёнок сильно подвержен чужому влиянию. Не спешите бить в набат, ничего непоправимого он не сделает, а любой опыт идёт на пользу. Конечно, наркотики, алкоголизм и бесконтрольный секс могут захлестнуть ваше чадо, но давайте будем откровенны – если все предыдущие стадии формирования прошли более-менее успешно, то подобного никогда не случится. Продолжайте почаще контактировать с ребёнком активно – походы, рыбалка, зоопарк, спорт, что угодно, что даст вам возможность совместно действовать и испытывать положительные эмоции. Нравоучения и нотации оставьте себе, в бытность подростком вы, уверен, не очень любили подобные разговоры.
Вообще, родителям стоит почаще ставить себя на место ребёнка, вспоминать как оно было в этом возрасте, что принималось, а что – строго в штыки. Учитесь на собственном же опыте, но только с другой стороны баррикад.
Расписывать можно ещё долго, однако все следующие стадии имеют одну отличительную, объединяющую черту: при определённом усилии и желании мы уже можем самостоятельно формировать себя, а уж сколько раз вы смените элементы каркаса – это только Бог знает. Если он, конечно же, есть.
И так, как итог первой главы: любой каркас есть сформированная личность, его жёсткость обуславливается парой-тройкой критериев как то - возраст, мобильность, внушаемость. Кто-то ещё чего сюда добавил бы, нам сойдёт и так.
Возраст – тут всё понятно. Чем дольше мы живём, тем больший груз знаний у нас, тем сложнее меняться, наработанные схемы справляются – ну и ладно.
Мобильность – способность к изучению нового. Не расширять горизонты, а открывать доселе неизведанные или известные – но с новой точки обзора и заинтересованности.
Внушаемость – степень воздействия чужих взглядов, привычек, конструкций. Часто можно слышать «лидер – ведомый». Понаблюдайте за группой людей, обязательно заметите, что со временем привычки или характерные слова кого-то из них войдут в обиход остальных. У меня, к примеру, часто заимствуют слово «добро», отечественный заменитель буржуйского «ок» или «окей».
Пойдём дальше, к интересному.