Алекс Лочер
10:42 24-01-2011 Непал-2010. День тринадцатый: домой (8.10.2010). Итоги.

Утром, как оно всегда и бывало по ходу всего трека, от вчерашней непогоды не осталось и следа – так что никаких погодных препятствий для нашего вылета в Катманду не планировалось. Встали пораньше: Дипак говорил, что наш вылет в Катманду – третий по счету, так что в аэропорт подтягиваться нужно заранее. Пока мы завтракали, Дипак по моей просьбе сходил и купил для меня типа-сувенир – здоровенный кусок (пол круга) местного, ячьего сыра. «Ячьего» в кавычках, разумеется: вы же помните, что як – это самец, а самка этого вида – вовсе даже не як, а нак? Так что сыр, конечно, начий – но этой лингвистической тонкости мало кто понимает среди потенциальных его потребителей в России.

[изображение]
Взлётная полоса аэропорта имени Тэнцинга и Хиллари, Лукла

Ну, с «третьим по счету» вылетом – это, конечно, сильное преувеличение. Вернее, он действительно третий, но не вообще, а у данной авиакомпании, «Agni Air». А у неё на этой линии всего один самолетик летает туда-сюда. Ну вот наше «туда-сюда» и будет третьим. Параллельно, естественно, летают и другие компании, которых тут изрядное количество – так что, пока ждем вылета, успеваем вдоволь налюбоваться на это страшненькое зрелище: взлёт и посадку самолетов в аэропорте им Тэнцинга и  Хилари.

[изображение]
Прилетел маленький Pilatus Porter

[изображение]
Пассажирский Дорнье готовится к взлёту

Настало время прощаться с Дипаком и Лапсангом. Ну, честно говоря, от Дипака я не в восторге остался – очень уж явно парень давал понять, что ему с нами не интересно, и он просто выполняет свою работу. Денди, конечно, был бы несравнимо лучшим гидом: жаль, что он в этот раз не смог с нами пройти весь маршрут. К Лапсангу же претензий никаких нет – хороший мужик, надежный. Но не заплатить чаевых гиду, заплатив при этом их портеру, означало бы неминуемо этому портеру загубить карьеру, ибо гид бы ему такой несправедливости не простил. Поэтому, скидываемся по $50, и полученные две сотни делим поровну между ними. Ну и вдобавок к этому они ведь получили зарплату за полный срок трека, а это, между прочим, на два дня больше, чем они реально работали, если даже сегодняшний день считать за полный. В общем, ребятам должно быть не на что жаловаться.

Наконец, прилетает наш «Дорнье». Загружаемся внутрь, постаравшись сесть вдоль правого борта, чтобы напоследок полюбоваться из иллюминатора горами, в которых мы провели замечательные 12 дней. Самолёт выруливает на полосу, почти прижимаясь хвостовым оперением к отвесной стене, которой эта самая полоса заканчивается.  Упёршись тормозами, даёт максимальный газ: движки раскручиваются так, что смотреть на них просто страшно, кажется, что винты вот-вот оторвёт. Отпускает тормоза – и машина стремительно рвётся вперед. Короткий разбег – и полоса обрывается в пропасть, а мы летим дальше. Справа, в разрывах набежавших за несколько часов ожидания облаков, видны горы. Наши горы.

[изображение]
Наш самолётик

            Горы скрываются из вида быстро, и за полчаса перелёта до Катманду смотреть больше не на что, разве что уже на самом подлёте к городу внизу мелькают интересные виды: здоровенная золотистая статуя какого-то бога, например. Но вот, наконец, и посадка: после Луклы аэропорт Катманду кажется просто гигантским.

            Вот мы и снова в Катманду. И приходит окончательное время решать, что делать дальше. До вылета в Москву еще три с половиной дня – и чем их занять совершенно не понятно. Путеводитель «Lonely Planet» даёт массу полезных вариантов, но особого энтузиазма они у моих спутников не вызывают. Ну, вот есть, например, национальный парк Читван – огромный дикий заповедник, слоны-носороги, джунгли-обезьяны, все дела. Но ехать туда от Катманду – 5 часов в одну сторону, т.е. в результате в парке получится провести всего один вечер и один полный день. Стоит ли это десяти часов в автобусе? Сейчас-то, сидя в снежной Москве, я отлично понимаю, что стоило бы – но тогда оно ощущалось чуть иначе.
Есть замечательная Покхара – курортный город на берегу озера, в котором я был в прошлом году, прекрасное место для отдыха после трека, мне в нём тогда очень понравилось. Но заразить энтузиазмом товарищей я не смог: грязный Катманду очень уж сильно отбивает желание смотреть другие непальские города (хотя Покхара и намного чище и опрятнее).
Наконец, путеводитель рассказал о месте под названием «The Last Resort» – горном отельчике в ущелье далеко на севере, у самой границы с Тибетом. Масса возможностей для активного отдыха, вроде рафтинга, каякинга, каньонинга, горных велосипедов – и  совершенно невероятного Банджи-джампа в 160-метровую пропасть (крупнейшая «тарзанка» в Азии, между прочим). Ну и походить ещё немного по горам, но уже без риска опоздать на самолёт – чем плохо? Товарищи, правда, поглядывали и на эти предложения скептически: видимо, горных приключений они на ближайшее время накушались.

Словом, Игорь решил, что он в любом случае едет в офис Qatar Airways и обменивает авиабилеты на более ранние, чтобы улететь по возможности завтра. Мы, посовещавшись, решили поехать все вместе, а на месте уже каждый решить для себя – на основании стоимости этого самого обмена билетов и прочего.
Для начала доезжаем до отеля (того же самого Shechen Guesthouse, в котором останавливались и в первую ночь в Катманду), заселяемся туда и оставляем вещи, после чего уже налегке отправляемся в центр города, к офису авиакомпании.

Офис выглядит цивилизованно: «евроремонт», кондиционеры, солидный охранник, «электронная очередь»… народа вроде немного; берём талончики и садимся ждать – перед нами человека 4. Но не тут-то было: неторопливые сотрудники компании эту очередь обслуживают где-то час. Наконец, подходим, интересуемся. И тут выясняется, что билеты у нас достаточно хорошо меняются – с доплатой всего 75 евро, а рейс на Москву есть непосредственно сегодня вечером! Т.е. уже завтра в середине дня можно оказаться дома. И как-то эта перспектива так приятно стала выглядеть, что народ на неё очень радостно согласился. Я какое-то время печалился по поводу того, что «это неправильно – платить деньги за то, чтобы сократить собственный отдых» - но в конце-концов  возможность уже завтра оказаться дома, увидеть родных и всё такое – перевесила. Взялись оформлять обмен билетов. Девочка-оператор данный процесс затянула еще часа на полтора – явный стажер, работать с этой их системой продажи билетов практически не умеет, все время делает что-то не то.. В общем, когда наконец всё было сделано, мы уже реально радовались: надежды на успешность операции к этому моменту оставалось немного. Отдельно порадовала флегматичность других ожидающих посетителей: пока возились с нами, в зале собралось изрядное количество народа, и все терпеливо ждали, не выказывая ни малейших признаков недовольства, тогда как в России в аналогичной ситуации неминуемо уже дошло бы до мордобоя.

Но, наконец, билеты оформлены – и вечером нас ждет рейс на Доху, а оттуда – в Москву. Остаётся несколько часов, которые мы проводим за обедом в неплохом, вроде-как-ирландском ресторанчике («Killroy’s» у самого входа в Тамель) и в покупках сувениров.
Шопинговать тут есть что: помимо традицонных календариков, магнитиков да футболочек с символикой мест, в Непале можно покупать кашемировые и пашминовые шали (ибо это почти что местная продукция – до Кашмира отсюда рукой подать), специи, местные традиционные ножи – кукри. Словом, сувениров можно привезти изрядное количество – что мы и делаем. Витька отчаянно торгуется, получая от этого явное удовольствие, я же данным скиллом практически не владею и лишь с завистью смотрю на втрое снижающиеся цены.

Ну и наконец, возвращаемся в отель, собираем вещи – и двигаемся в аэропорт. Про перелёт писать особо нечего – разве что четырехчасовая стыковка в Дохе была утомительна – но зато днем субботы, девятого октября мы были уже дома. Моё второе непальское путешествие закончилось.

 

Итоги

Ну что тут скажешь? Хорошо съездили, насыщенно. Впечатления такие, что  наверняка на всю жизнь запомнятся. В отличие от прошлого года очень повезло с погодой, поэтому посмотрели практически всё, что хотели. Ну, разве что панораму долины Гокио с вершины Nameless Fangs не увидели – но это, в общем, мелочи.

Удалось всё, что задумывали, и в общем серьезных накладок по ходу путешествия не было. Некоторое количество косяков таки случилось, но не критичных. Главный косяк, конечно, это график путешествия – и это в чистом виде мой косяк. Я очень боялся, что мы чего-то не успеем, и торопил группу, как мог. В результате мы слишком торопились в первые дни (пропустили акклиматизационную остановку в Намче и явно через силу дошли от Кхумджунга до Мачермо), что вылилось в не самое лучшее самочувствие на треке. К счастью, ничего серьезного, но ежедневная утренняя головная боль – штука довольно противная. А в результате этой гонки в конце путешествия образовалось почти четыре пустых дня, и мы не знали чем их заполнить – и не нашли ничего лучше, как просто «выкинуть» эти дни и вернуться домой раньше, о чем я, честно говоря, сейчас очень жалею. Но винить, кроме себя, некого.

Фотографиями, привезенными из Непала, я, честно говоря, доволен не полностью. Да, многие симпатичны, но могло бы быть и много лучше. Но для этого надо было бы а) не так торопиться, б) тащить с собой сильно больше фототехники. Вообще, с грузом мой личный вывод простой: лучше нанять портера и, взяв всё, что нужно, идти с комфортом и налегке, чем, ограничивая себя во всем, облегчать рюкзак до предела и потом тащить его на себе, пытаясь что-то кому-то там доказать. Но это, конечно, личный выбор каждого.
С гидом же ситуация не так однозначна: не все гиды одинаково хороши. Денди – отличный парень, и он намного больше, чем просто гид. Но вот Дипак, которому он нас передал на вторую половину маршрута, далеко не столь хорош, и без него можно было бы вполне обойтись, пожалуй.

Из планов на будущее. Хочу ли я вернуться в Гималаи ещё раз? Да, да, и еще раз да. Я знаю как минимум еще один маршрут, который я хочу там пройти – а там и других планов нарисуется. Плюс есть такая штука, как треккинговые пики: восхождения на относительно несложные вершины, не требующие особой альпинистской подготовки. Это уже чуть более чем просто поход – там нужны «кошки» и снегосутпы, и периодически приходится идти в связке – но не более того, и маршруты эти доступны по-прежнему всем. Я вполне всерьез подумываю о том, чтобы попробовать свои силы в этом типе активного отдыха.

И да, самое важное. Я безумно благодарен людям, которые прошли со мной это путешествие: Игорю, Диме и Вите. С надежным другом в горах намного лучше, чем одному. И я надеюсь что это было не последнее совместное наше путешествие. С вами – хорошо.

В общем, вот. Спасибо тем, кто читал эту писанину и разглядывал фотографии. Простите, что заключительные две части выкладываю с такой задержкой – но тому, увы, были причины. Комментарии по тексту и фотографиям приветствуются.


<< назад
к содержанию

Ещё: Итоги путешествия глазами Вити


В ближайшее время будет ещё один небольшой отчётик, по другому путешествию. Оставайтесь с нами :)
Комментарии:
Greenbeam
10:49 24-01-2011
Здорово. Мне понравилось всё. Отчеты читала не очень подробно, но фотографии шикарные.
the_Dark_One
10:58 24-01-2011
:up:


ЗЫЖ Поехали ещё раз. Теперь с Надеждой(с) и фототехникой.))))
Mikki Okkolo
11:12 24-01-2011
Суперский отчёт. Ходи ещё :)
Hagakure
16:29 24-01-2011
Чтобы ехать в такой трип за хорошими фото, то нужно весь график трека строить совсем по-другому: отводить гораздо больше времени на съёмку и по максимуму задействовать восходы и закаты.
А про "гораздо больше фототехники я, честно говоря, не очень понял". Ты хотел что ещё взять?
Алекс Лочер
17:25 24-01-2011
Hagakure да, именно это я имел в виду по "не так торопиться".
Ты хотел что ещё взять
Как минимум панорамную голову для полных сферических панорам, какой-нибудь портретный телевик для съемки местных (300mm всё-таки длинноват для портретов) и нормальный ноутбук для быстрого просмотра отснятого "не отходя от кассы", чтобы успеть переснять, если что-то не получилось.
Ну и мыло по краям того, что получалось на 24-105 и 17-40 меня расстраивало, честно говоря. В идеале бы лучше иметь пачку светосильных фиксов под все нужды.
Hagakure
17:47 24-01-2011
Я бы вообще делал ВСЕ фотографии со штатива. А если брать портеров на все вещи (с чем я лично полностью согласен), то я б к поездке купил БФ.
Greenbeam
18:32 24-01-2011
А про "гораздо больше фототехники я, честно говоря, не очень понял". Ты хотел что ещё взять?

Две студийные лампы :)) И фон с нарисованными горками :))) А то вечно заморочки какие-то с этим природным светом :))
nevajno
22:19 29-01-2011
горы-небо-горы-небо - не надоело?..
nevajno
22:20 29-01-2011
да и картинка на аве у вас жуткая. совсем не по-непальски как-то..

можно розетку рериха, красивше будет..(сумничала тут)
Алекс Лочер
00:14 30-01-2011
nevajno горы-небо-горы-небо - не надоело?..
Нет.
Гость
06:49 03-02-2011
Огромное вам спасибо!!! Случайно вышла по ссылке, а тут такое !!! Просто блеск, и текст, и фото! Такое ощущение, что прошла весь путь вместе с вами. Отправила ссылку и друзьям, и даже просто знакомым.
Да, действительно, ЭТО надоесть не может!
Консуэльйо
20:43 28-03-2011
Мне бы туда)
Гость
14:58 11-04-2011
спасибо огромное Вам и Вите за отчеты!
у нас с мужем появилась мечта-цель на 2012 год
(с радостью пошли бы в этом октябре, но решили попробовать трек по Горному Алтаю сначала, чтобы реально оценить свои силы и как следует подготовиться к большому путешествию)